Орочи

Орочи— тунгусо-маньчжурский народ, живут в Хабаровском, Приморском краях. Раньше называли себя нани (местные люди). Современное наиболее распространенное самоназвание орочи, ороч, редко —орочён, нани. Численность — 686чел. В 2000г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Орочи как этнос формировались на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р.Ботии на юге. Основой для складывания этноса орочей послужили местные палеоазиатские (нивхско-айнские) и пришлые тунгусо-маньчжурские (эвенкийские и др.) племена.

Основной общественной единицей орочей была семья. Семьи были преимущественно малые. Полигамные семьи иногда возникали как следствие обычая, согласно которому вдова должна была выйти за родственника покойного мужа, даже если он уже женат. Распространенной формой брака был обмен сестрами. Родовое деление у орочей традиционно имело значение только для регулирования брачных отношений. В селениях, как правило, жили семьи разных родов. Они объединялись в территориальные соседские союзы (доха).

В XIX в. орочи были крещены и стали носить русские (христианские) имена. Ранее они верили, что мир населен духами. Перед охотой, рыбалкой они обязательно молились духам-хозяевам местности. Орочи почитали медведя, тигра, в них видели прародителей некоторых орочских родов и помощников верховного божества. Особое отношение было также к касатке. Верили, что это животное имеет власть над рыбами и морскими зверями. У орочей и ульчей было развито представление о лесных человекоподобных существах — кадзяму (кальдяу), которые живут в тайге, на сопках. Считали, что это существа огромного роста с клинообразной головой и трехпалыми руками, тела их покрыты шерстью. Орочские шаманы лечили больных, отправляли души умерших в загробный мир. При лечении использовали ритуальные деревянные фигурки различных духов.

Большинство орочей живут сегодня в Ванинском районе Хабаровского края (пос. Ванино, Орочи, Дата и др.). Небольшая группа (126 чел.) есть в Магаданской области.

В конце XIX в. орочи жили в небольших стойбищах по берегам рек. Зимние селения были постоянными, а местоположение летних во многом зависело от конкретных условий (уровня воды, количества рыбы и пр.). Зимнее жилище орочей конца XIX в.— срубная полуземлянка, летнее— корьевой домик с двускатной крышей. Промысловое жилище— двускатный шалаш, чум.

Основой традиционного жизнеобеспечения орочей было сочетание охоты, рыболовства, собирательства, а также сезонного морского зверобойного промысла. Охотились на кабаргу, лося, соболя, белку и других зверей. До появления огнестрельного оружия использовали лук со стрелами, петли, ловушки, самострелы, копья. На охоте для привлечения птиц и зверей широко пользовались звукоимитацией. На деревянной конусной трубе воспроизводили голос лося, а звукам кабарги подражали, продувая струю воздуха между берестяными створками. Транспортным средством летом служили разнообразные, большие и маленькие, дощатые и долбленые, лодки, зимой — лыжи-голицы и подшитые камусом. Было развито собаководство. Собак использовали для перевозки грузовых и ездовых нарт, на которых сидели верхом, с короткими лыжами на ногах.

Говорят на орочском языке тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. Письменность для орочского языка была создана в 1994 г. на основе кириллической графики. Все орочи говорят по-русски. Орочским языком владеют только пожилые люди.

Питались орочи преимущественно свежей рыбой и мясом. Витамины получали в основном из дикорастущих ягод и трав.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН