Удэгейцы и тазы
Самоназвания — удэ, удэхэ. Малочисленный народ России (1,7 тыс. чел.), живущий на Дальнем Востоке Российской Федерации. К удэгейцам близки по культуре тазы (численность в РФ — 276 человек), проживающие в Приморском крае (Ольгинский и другие районы). Удэгейцы и тазы в 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа.
На р. Уссури со времен палеолита и мезолита жило древнейшее население, которое было представлено группами, происходившими из Юго-Восточной Азии. В различные периоды их пополняли переселенцы с запада, а на более поздних этапах— и с северо-запада. В результате формировались новые культуры, включавшие реликты предшествовавших. Этническая история отражает влияния средневековых тунгусо-маньчжурских государств VIII–IX, XII и XVI–XVII вв.
Основу религиозного мировоззрения удэгейцев составлял анимизм. Был развит культ хозяина тайги, гор (Онку), воды (Ганихи), рыбы (Сукдзя одзяни), кеты (Мамаса давани). Считалось, что у зверей есть своя мифологическая покровительница — Тагу Мама. Из животных особенно почитался тигр. Обнаружив след тигра в тайге, молились следу, прося об охотничьей удаче. Одним из важнейших среди домашних культов был культ огня. У разных групп удэгейцев огонь представлялся в образе старой седой женщины — Пузя азани — или молодого парня. Удэгейцы считали, что после смерти душа уходит в загробный мир (бунига), в котором живет еще одну человеческую жизнь, а затем попадает в мир (санку), где царит вечный мрак и где она питается углями. Затем, изможденная, она попадает к старухе Тагу Мама, которая выхаживает ее, обращает в противоположный пол и снова посылает на землю в виде птички в тот род, к которому принадлежал покойник. Когда в мире живых лето, в мире мертвых зима. Для защиты от злых духов, против болезней, для удачи изготавливали деревянные фигурки, амулеты. Степень сохранности традиционных верований у удэгейцев в настоящее время различна. Часть из них утрачена, трансформирована, однако такие обычаи, как кормление духа — хозяина тайги и воды, сохраняются.
С конца XIX в. у удэгейцев преобладали малые семьи (родители с детьми) численностью до восьми человек.
В годовом хозяйственном цикле удэгейцев и тазов охота сочеталась с рыболовством и собирательством. Охота была пушной, мясной, кроме того, удэгейцы добывали панты (молодые неокостеневшие отростки рогов) изюбрей. В XIX в. женьшеневый промысел был одной из важных статей дохода этого лесного народа. Им занимались только мужчины. Найдя растение, промысловик очищал поверхность земли от листьев и хвои, слегка удалял землю вокруг корневища, чтобы определить его размер. Если корень был недостаточного размера, то покров из почвы и листьев вокруг него восстанавливали, рядом оставляли опознавательные палочки, чтобы вернуться к найденному растению вновь через несколько лет и чтобы другой добытчик, случайно обнаруживший женьшень, его не трогал.
Традиционные жилища удэгейцев были весьма разнообразными: и двускатные деревянные шалаши, и чумы, и полуземлянки разной формы, и свайные срубные дома.
Большинство удэгейцев в настоящее время проживают в селах на рр. Хор (район имени Лазо Хабаровского края) и Бикин (Пожарский район Приморского краев). Небольшие группы встречаются в многонациональных поселках на рр. Иман, Анюй, Хунгари, Кур, в городах Хабаровского и Приморского краев. Удэгейцы, проживающие в городах, практически ассимилировались русским населением.
Говорят на удэгейском языке, относящемся к амурской группе тунгусо-маньчжурской ветви алтайской семьи языков. До середины XX в. обособленным диалектом удэгейского языка считался язык орочей. В 1930:е гг. для удэгейского языка разрабатывалась письменность на основе латинского алфавита, выпускались словари. К концу 1930:х гг. удэгейская письменность вышла из употребления. Все удэгейцы в разной степени владеют русским языком, некоторые орочским или нанайским. Тазы ранее говорили на диалекте китайского с большим количеством заимствований из удэгейского и нанайского. Сейчас тазы на территории России считают родным русский язык.