Эвенки

Эвенки (тунгусы; самоназвание — эвенкил) занимают второе место после ненцев по численности среди коренных малочисленных народов Севера (около 35 тыс. чел). Живут также в Китае и Монголии.

Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи и до 1930-х гг. был бесписьменным. Постепенно эвенкийский язык, особенно в городах и поселках, вытесняется русским, якутским, бурятским.

Название эвенки было официально введено в 1930:х гг. и способствовало консолидации многочисленных эвенкийских групп, ранее известных как тунгусы. Эвенкил — самоназвание многих групп, означает «человек». В бывшем Эвенкийском округе и Иркутской области распространен этноним илэ, в Бурятии — мурчен и орочён, в Амурской области еще несколько десятилетий назад встречался этноним манегры.

Большая часть эвенков проживает в Якутии (18,2тыс. чел., Оленекский, Булунский, Жиганский, Алданский, Усть-Майский районы, г.Якутск), Хабаровском крае (4,5тыс.), Эвенкийском районе Красноярского края (3,8тыс.), Бурятии (2,3тыс.), Амурской (1,5 тыс.) и Иркутской (1,4тыс.) областях, Забайкальском крае (1,3тыс.).

Условно выделяются две большие группы эвенков: западные (эвенки Западной и Средней Сибири) и восточные (эвенки Забайкалья и Дальнего Востока). Происхождение связано с районами Прибайкалья и Забайкалья, откуда разновременными «волнами» шло расселение по Сибири. На культуру западных эвенков повлияли самодийцы и тюрки, восточных — монгольский мир. Западные эвенки, например, наносили татуировку на лицо, восточные — нет. Оленеводство западных эвен ков было транспортным, малостадным, основным занятием была охота. У восточных эвенков (оленных) стада были больше.

Ко времени вхождения в состав Российского государства в XVII в. эвенки вели кочевой образ жизни: охотились на лося, дикого оленя, изюбря, реже на медведя, рыбачили. Эвенки ездили на оленях верхом, что отличало эвенков и эвенов от других оленных народов. Их даже называли всадниками на оленях. На юге Сибири эвенки разводили лошадей и верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот, на Байкале и Охотском море занимались морским зверобойным промыслом, на Крайнем Севере охотились на дикого оленя и линных птиц. Многие предметы быта эвенки делали из бересты: посуду (туески, чумашки, битки гуяун для сбора ягод), покрытия на летний чум, колыбели. Из бересты делали даже легкие лодки-берестянки. С них рыбачили с острогой.

Чум тунгусов-эвенков назывался дю. Летом его крыли вываренной берестой (берестяной чум — тыксама дю) или корой лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землей и снегом. Места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага — для членов семьи и гостей-женщин, самое теплое место (малу) за очагом, напротив входа — для гостей-мужчин. В отсутствие гостей почетное место предназначалось для мужских занятий — починки снастей, работы по дереву и т.п. Специальный шаманский чум дулу строился для больших шаманских камланий. Их устраивали, когда нужно было проводить душу умершего в мир мертвых, или найти душу больного, украденную злыми духами, или обеспечить удачу в промысле. Шаманский чум необычно больших размеров символизировал среднюю землю, остров в течении шаманской реки. В центре чума ставили шаманское дерево туру — молодую лиственницу, верхушку которой выводили через дымовое отверстие. По ней путешествовал шаман. Украшали чум своеобразными галереями. Галерея дарпе состояла из деревянных скульптур животных — духов-помощников шамана. Галерея онан ассоциировалась с нижним миром, рекой мертвых, и поэтому строилась за задней стенкой чума, с западной или северной стороны. Шаманизм сохраняется и сегодня, но большинство верующих эвенков — православные.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН