Чулымцы

Большинство называют себя чулымцы, встречаются также названия: томские карагасы, гораздо реже — чулымские тюрки или чулымские татары. Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в ее среднем и нижнем течении, проживают чулымцы. В Российской Федерации живет 656 человек.

Чулымцы связаны с тюркоязычным населением Южной Сибири (особенно с кызыльцами), а также с нарымскими селькупами и томскими татарами. Выявляются самодийский (в основном селькупский) и кетский субстраты, а также монгольские элементы. Тюрки проникают на Чулым со второй половины II тыс. н.э. преимущественно из Южной Сибири. Выявляются тeле-уйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и другие компоненты. Культура чулымцев сформировалась в зоне южной тайги. После вхождения Сибири в состав России в XVI–XVIII вв. небольшая часть чулымцев была ассимилирована русскими, а также кызыльцами, обскими и томскими татарами. В советский период народ был отнесен к хакасам. Наблюдается укрепление культурных связей с хакасами, ускорение ассимиляции чулымцев русскими. Начиная с ХVII в. чулымцы на правах ясачных были объединены в инородческие управы, существовавшие до ХХ в. Христианизированы в 1720-х гг. знаменитым митрополитом Филофеем Лещинским.

Поселения чулымцев располагались по берегам водоемов, главным образом вдоль реки Чулым. В старину жилищем служила полуземлянка с открытым очагом. Позже появились срубные избы.

Большинство чулымцев православные. Частично сохраняют традиционные верования и шаманскую практику. Представление чулымцев о мире основывалось на почитании сил природы, в особенности заповеданной земли — изык. С помощью шамана все взрослые мужчины приносили жертву, вешали на ветки кедра шкурки пушных зверей и разноцветные куски материи.

Чулымский язык относится к уйгурской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи. Диалекты: нижнечулымский (говоры кецик, кюэрик, ячинский, чибинский, ежинский) и среднечулымский (говоры тутальский, мелетский. Письменности нет.

Главным занятием чулымцев было рыболовство. Заготовка ценных пород рыб имела товарный характер. Важной частью хозяйства чулымцев была пушная охота. Первоначально она служила источником ясака; к концу ХIХ — началу ХХ в. была сориентирована на рынок. Большое значение в системе жизнеобеспечения имел бой кедрового ореха. Для производства домашней утвари и одежды чулымцы заготавливали лыко, бересту, крапиву и коноплю (кендырь). Особенностям таежных промыслов соответствовали средства передвижения: зимой в тайге чулымцы пользовались камусными лыжами, для перевозки припасов и добычи — ручной нартой. Летом наиболее употребительным средством передвижения служили лодки:долбленки, реже дощатые лодки. Еще до прихода русских чулымцы были знакомы с мотыжным земледелием, сеяли ячмень. Огородничество возникло довольно поздно. Чулымцы содержали большое количество коров, овец и лошадей. Скотоводству сопутствовали промыслы, связанные с обработкой шерсти и кожи. В XIX в. система жизнеобеспечения была основана на комплексной экономике русского крестьянского типа.

В наши дни чулымцы расселены в Тегульдетском районе Томской области (444 чел.), а также в Тюхтетском (143 чел.) и Бирилюсском районах Красноярского края. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, хлеб, мучные и молочные продукты, мясо (особенно конина), грибы. Рыбу вялили, сушили и коптили. Заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану. Молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенного и сушеного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен или муки).

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН