Челканцы
В годы советской власти челканцы Алтая учитывались как алтайцы, а челканцы Кемеровской области — как шорцы. В переписи 2002 г. две трети назвали себя челканцы, а одна треть —чалканцы. В Российской Федерации проживают 855 человек. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.
Язык челканцев, вместе с кумандинским и тубаларским, обычно относят к числу северных диалектов алтайского языка, включаемых в хакасскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков.
Челканцы проживают в настоящее время в основном в селах Курмач-Байгол, Суранаш и Майском, а также в Чуйке, Бийке и ряде других населенных пунктов Турочакского района Республики Алтай, из которых лишь первые два — с преобладающим челканским населением. Значительная часть челканцев живет в крупных населенных пунктах республики в поселке Турочак и в г. Горно-Алтайске, а также за пределами Республики Алтай в Таштагольском районе Кемеровской обл. и Хакасии.
Одежда была специализированной. В одежде из войлока ходили на охоту. Ее элементами являлись полусферическая шапка, «халат» (киис), безрукавка (ненгжок), чулки (уук). Кроме того, непременной частью промысловой одежды были сапоги (одок) из хорошо выделанной конской кожи, состоявшие из холщовых или кожаных голенищ и отдельно скроенных головки и подошвы.
Среди деревянных изображений, использовавшихся челканцами, заслуживают внимания фигурки сары-канов, или сары-ганов. В шаманских призываниях их именовали Аксак Путту кан Сарай — «Хромой хан Сарай». Челканцы-шакшылыги почитали его как покровителя охотников, и изображения его можно было прежде встретить в каждой семье. По стилевым признакам эта плоская скульптура относится к тому же типу, что и фигурки шалыгов у шорцев и кумандинцев. Одна нога у хана Сарая, как правило, изображалась короче другой. У многих изображений встречаются длинные бороды из беличьего хвоста.
Впервые о челканцах упоминает русский документ 1625 г., в котором говорится, что русские казаки Федоров и Путимец были посланы «в Телэскую землю и в Щелканы». Побывав в этих местах и выполнив поручение, казаки сообщили, что «Щелкальской волости по смете 20 человек, а ясаку с них взяли на тебя государя 20 соболей вновь». В ясачных книгах Кузнецкого уезда челканцы значатся с 1629 г. как ясачная Щелканская волость. В советской и российской этнографической литературе, по устоявшейся за 400 лет традиции, эту группу называли и называют, как правило, челканцами, по имени одного из входящих в ее состав родов, либо — в последние 20–25 лет довольно часто и фонетически более точно — чалканцами; порой встречается название лебединцы, производное от р. Лебедь, по берегам которой всегда расселялась основная масса челканцев. Традиционно челканцы делятся на два рода-сеока — шалганну и шакшылу. Трансформации ХХ столетия наиболее заметно отразились в родовой структуре челканцев. Сейчас челканы делятся примерно на два десятка родов, в роли которых оказались обычные патронимии. О происхождении челканских родовых подразделений известно очень мало. В старинном предании о сеоке Шакшылыг говорится, что предки людей этого сеока раньше жили около Телецкого озера.
Основными направлениями хозяйственной деятельности челканцев были охота и мотыжное земледелие, рыболовство, собирательство. Для хозяйственных нужд использовали коней, разводили в очень ограниченных количествах некоторые виды домашнего скота. Под влиянием русского населения появились пчеловодство и огородничество.