Теленгиты

Самоназвание теленгит установилось, как полагают, с ХIV в.; до ХVII в. существовала единая теленгитская (телеутско-теленгитская) макрообщность, занимавшая практически весь Южный Алтай. В Российской Федерации проживают 2,4 тыс. чел.

Говорят на одном из южных диалектов алтайского языка тюркской ветви алтайской языковой семьи.

Большинство верующих — православные. Теленгиты по-прежнему придерживаются традиционной обрядности — свадебной и погребальной. В мировоззрении значительную роль играют древние образы покровителей природных стихий, хозяев гор, тайги, источников, а также представления о душах и духах и образы семейных и родовых покровителей. Сохраняет свое значение институт наследственных шаманов, продолжается практика изготовления шаманских атрибутов. С 1980:х гг. среди теленгитов идет возрождение православия.

В 2000 г. теленгиты были причислены к категории коренных малочисленных народов РФ. До этого их включали в число алтайцев. В научных исследованиях их вместе с телеутами, алтай-кижи и телёсами классифицировали как группу южных алтайцев. Впервые как самостоятельный народ были учтены в переписи 2002 г. Началом этногенеза южных алтайцев стало взаимодействие древних тюрков-теле и тюрков-тукю. Название теле закрепилось за южноалтайской этнической группой — теленгитами — и сохранилось у алтай-кижи в виде родового наименования телес. После распада империи Чингисхана и усиления западных монголов-ойратов или, как называли их тюрки, калмыков, ойратский правитель из «дома» Чорос — Хара-Хула — покорил Алтай и сделал его своим доменом (конец XVI в.). В результате ойратской миграции телеутско-теленгитская общность, занимавшая территорию Горного Алтая южнее р. Семы, распалась. Одна часть ее дала начало верхнеобским телеутам, другая послужила основой для формирования теленгитов Чуйской долины и алтай-кижи. Размежевание алтай-кижи и теленгитов идет благодаря мощной джунгарской (ойрато-монгольской) аккультурации юго-западных и центральных районов Алтая, определившей начало этногенеза будущих алтай-кижи, а юго-восточная и южная территории (бассейны Чуи, Улагана, Чулышмана и др.) испытали влияние этнических групп, вышедших в это же время из Саян. Здесь также шли ассимиляционно-аккультурационные процессы, что вылилось в накопление сойонского (тувинского) комплекса этнокультурных признаков и довольно быстро обособило теленгитов Юго-Восточного Алтая от теленгитов левобережья Катуни. 1756 г. считается официальной датой включения Горного Алтая в состав России. Тогда под напором китайцев (войны Цинской династии) беженцы с Алтая ринулись в сибирские земли и попросили российского подданства. Вхождение в состав России сделало возможным завершение процесса этнической консолидации, прерванного джунгаро-китайской войной. В 1897 г. в составе теленгитов были зафиксированы роды тёлёс, кёбёк и алмат, представители которых жили смешанно.

Проживают на территории Республики Алтай (Кош-Агачский и Улаганский районы).

Основой жизнеобеспечения теленгитов, освоивших высокогорные долины Алтая, является полукочевое отгонное скотоводство; в состав стада входят кони, мелкий и крупный рогатый скот, яки и сарлыки. Теленгиты сохраняют технологии изготовления узорных войлоков, которые они используют в оформлении традиционных и современных жилищ.

Продукты животноводства определяют характер традиционной кулинарии, ориентированной на молочно-мясной рацион с добавлением круп и дикоросов.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН