Телеуты

Самоназвания — теленгет, телеуты, а также пайаттар (от названия рек Большой Бачат и Малый Бачат), тадар-кижилери («татарские люди») или тадарлар («татары», т.е. «тюрки»). В РФ проживают 2,7 тыс. чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Первые упоминания о телеутах — белых калмыках — в исторических хрониках России относятся к началу XVII в. Телеутское княжество Теленъ орда или Телеутская землица, возглавляемое князем Абаком, было одним из наиболее сильных и влиятельных на юге Западной Сибири. С образованием в XVII в. Кузнецкого и Томского уездов отдельные группы белых калмыков стали переходить в подданство России и расселяться в «порубежье» на правах служилого или ясачного сословия. К 1760:м гг. объединение телеутов распалось. С начала XVIII в. большая часть телеутов (по некоторым оценкам, около 20 тыс. человек) кочевала в пределах Джунгарии — государства, созданного западными монголами. Переход телеутов под государеву руку завершился с разгромом Джунгарского ханства, когда Алтай вошел в состав России. К концу ХIХ в. сложилось несколько территориальных групп телеутов; бачатскую составляли четыре оседлые волости (инородные управы) Кузнецкого уезда. Численность бачатских телеутов, включая обрусевших, составляла около 4500 человек.

Говорят на телеутском языке, который долгое время считался лингвистами одним из южных диалектов алтайского языка тюркской ветви алтайской языковой семьи.

К концу XIX в. основу мужского гардероба составляли рубахи и штаны; женского — туникообразные длиннополые платья с яркими накладными нагрудниками, шитыми галуном. Свадебный костюм включал свободный халат, украшенный кистями, и лисью шапку с высокой тульей. В комплект традиционной одежды входили халаты, шубы, кожаные сапоги и чирки. Обязательным элементом костюма были яркие пояса, традиция изготовления которых сохранилась до сих пор. Одежду дополняли украшения: латунные пуговицы и пуговицы, выполненные из скани. Комплект замужней женщины включал накосные украшения из перламутровых дисков или серебряных рублей, которые снимали после смерти мужа, а также кольца и серьги. Кольца женщины старались никогда не снимать, чтобы «держались дети и доился скот». Очень ценились серьги с шумящими подвесками, популярные в Москве ХVI в. Ювелирное ремесло было издавна освоено телеутами.

В настоящее время телеуты живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области, а также небольшое количество в Республике Атлай (г. Горно-Алтайск и Шебалинский район).

К началу XX в. у телеутов сложилась комплексная система хозяйствования, позволявшая сочетать скотоводство, земледелие, охоту и таежные промыслы, прежде всего кедровый бой.

К началу XX в. телеуты расселялись по деревням. Жилищами им служили каркасные и срубные полуземлянки.

В кулинарии телеутов соединялись элементы кочевой и крестьянской культуры; популярными были блюда из баранины и конины, например, бульон тутмаш с галушками и луком, а также «пельмен» — вареники с разнообразной начинкой.

Большинство верующих телеутов — православные. Развит также шаманизм. Особое место занимают свадебные обряды. Телеутская свадьба — той — это яркий обряд, имеющий большое значение в жизни человека и общества

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН