Кумандинцы

Большинство называют себя кумандинцы, реже встречаются самоназвания куманды, еще реже — кубанды, oре куманды, тyбере куманды, тадар. Включены в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Кумандинцев насчитывается 3,1 тыс. чел.

Кумандинский язык — один из тюркских языков алтайской языковой семьи. На сегодня представители среднего и старшего поколения кумандинцев в разговорной речи употребляют родной язык, молодежь же отдает предпочтение русскому. Практически все кумандинцы владеют русским языком, для некоторых из них он является родным. Кумандинским языком владеют 1044 чел.

В Алтайском крае — 1663 чел. (г. Бийск, Солтонский и Красногорский районы, г. Рубцовск); в Республике Алтай — 931 чел. (г. Горно-Алтайск, Турочакский район); в Кемеровской области — 294 чел. (Таштагольский район, города Таштагол, Новокузнецк, Осинники); в прочих регионах России — 226 чел.

Традиционные верования кумандинцев пронизаны анимистическими представлениями. Особо почитаются духи-хозяева воды (сугэзи), огня (от эне), гор, тайги и пр. Развиты промысловые культы, связанные с испрашиванием благополучного результата в охоте у хозяев тайги (каным, шалыг). Совершались бескровные жертвоприношения. Значительное место в религиозной практике кумандинцев занимал шаман (кам), посредник в общении людей с духами и божествами — Ульгенем и Эрликом. В XIX в. официально обращены в православие.

Принято выделять верхних (оре куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении р. Бия. В основу выделения этих групп положены некоторые отличительные особенности их культуры.

У кумандинцев зафиксированы следующие экзогамные родовые объединения (сеоки): куманды, со (солу), тастар, тоон, чабат (шабат), челей, чедыбер, калар, кузен, керсагал, тонгул, оре куманды и алтына куманды.

Кумандинцы проживают на Алтае с III в. до н.э. Их историю можно проследить с IX в., с момента образования на Иртыше Кимакского государства. Кумандинцы занимали территорию верховья Оби. Жили в устье Чарыша и выше в низовьях Катуни и по Бии до устья реки Лебедь, т.е. от р. Чарыша до Салаирского кряжа.

В прошлом кумандинцы считали, что, помимо личной покровительницы (Май, Майэнези), опекающей человека от рождения до смерти, о благе всего рода в целом заботится родовой дух Пайне. Вовремя Пайне-пайрам (праздника Пайне) совершалось ритуальное жертвоприношение коня. Встречи всех родов во время общих ритуальных праздников объединяли кумандинцев. В условиях экзогамии («Пирь сек кижи алышпас» — «одной породы люди не женятся»), часто во время Пайне-пайрам происходили знакомства, смотрины, сговоры родителей молодых и т.п.

Традиционные поселения кумандинцев небольшие, с отсутствием четкой планировки, расположенные длинной полосой вдоль рек. Жилище кумандинцев включает несколько типов: временные промысловые шалаши; полуземлянки с плетеными или срубными стенами и двускатной крышей; небольшие срубные четырехстенные избы; саманные четырехстенные дома.

Основу хозяйства кумандинцев составляла сезонная (зимняя) коллективная пешая охота на крупного и пушного зверя. Основным средством передвижения по заснеженной тайге были лыжи (шана), подбитые камусом. Существенным дополнением служило мотыжное земледелие.

Пища кумандинцев в основном мясная и растительного происхождения. Она включает мясные похлебки (урге, кочо), толокно из поджаренных зерен ячменя (талкан), кушанья из внутренностей домашних и диких животных и др. Напитками служили чаи, заваренные на листьях диких растений, молоко, слабоалкогольные напитки по типу браги, молочная водка (арака).

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН