Долганы

Географически ареал долган охватывает низовья Енисея и систему рек Пясина, Хатанга, Попигай, Хета. Хатангский район — основная территория. Большинство называют себя долганы, долган, дулган. Несколько десятков — саха. В РФ живут 7,3 тыс. чел. В 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа.

Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII— ХIХ вв. Основу народа составили тунгусские роды долган, донгот, эдян, каранто, илимпийские эвенки, испытавшие влияние якутской культуры, затундренские якуты и затундренные крестьяне (группа русских), оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на это, долган иногда определяют как «объякученных тунгусов». На протяжении XIX— начала XX в. В состав долган вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельной группы произошло в начале XX в.

Большинство верующих долган православные. Сохранялись элементы анимизма, обожествление сил и объектов природы. Большим авторитетом в таймырской тундре пользовались долганские шаманы. В отличие от других народов Таймыра долгане, как и русские, хоронили покойников в земле, хотя многие атрибуты похоронного обряда имели изначально нехристианскую форму. Календарь долган основывался на русских православных праздниках, но терминология, связанная с сезонами тех или иных видов охоты и рыболовства, была на якутском языке.

Долганский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Близок к якутскому языку, от которого отделился в процессе изолированного развития. Испытал влияние эвенкийского языка.

Традиционные занятия долган — оленеводство и охота, в отдельных районах — рыболовство. Они вели кочевой образ жизни, не выходя из полосы лесотундры. Некоторые семьи жили в постоянных избах. С наступлением весны несколько семей долган образовывали кочевые группы. Оленей охраняли круглосуточно, выделяя караульных от каждого хозяйства по очереди. Осенью группы распадались, каждая семья отдельно готовила к зиме песцовые ловушки, охотилась на диких оленей, песцов, северных оленей и птиц — гусей, уток, куропаток. По преданиям, долганы охотились на диких оленей с пращами, металлическими стрелами и луком; до сих пор используется самострел. Летняя, вьючно-верховая езда на оленях у них явно тунгусского типа, зимняя езда на санках — самодийского. Долганы доят оленей, как тунгусы, но пасут их с собаками, как самодийцы. Охотничьи промыслы долган восходят к культуре аборигенов Северной Азии — поколки диких оленей на переправах их через реки и озера, охота с оленем-манщиком, а также приемы, заимствованные от самодийцев (нганасан), — охота на диких оленей с помощью кожаной сети.

Долганы проживают на Таймыре, в Красноярском крае, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчиненной Дудинскому горсовету. Также живут в Якутии (Анабарский район и г. Якутск).

Жилища долган разнообразны — русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо. Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок — каркасное жилище, покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты.

Основа традиционного пищевого рациона — сырая, мороженая, вареная оленина. Рыбу едят сырой, слегка присаливая, либо мороженой (строганина), а также вареной и жареной. Из мяса птицы или оленя варят суп, приправляя мукой или крупами. В пищу употребляют также лук, корни некоторых растений, ягоды, лепешки и оладьи.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН