Шорцы

Самоназвание— тадар-кижи, в настоящее время почти все называют себя шорцами. Другие этнонимы, применявшиеся по отношению к шорцамкузнецкие татары, кондомские и мрасские татары, абинцы. Численность в России— 14 тыс. человек. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.

Основная территория расселения расположена на юге Кемеровской области — бассейн верхнего течения р. Томи и ее притоков Кондомы и Мрассу — Таштагольский, Новокузнецкий и Междуреченский районы, города Мыски, Междуреченск, Таштагол, Новокузнецк, Кемерово. Живут также в Хакасии (Аскизский район, г. Абакан, Таштыпский район).

Поселения шорцев (улусы на севере и аилы на юге) включали от 30 до 200 дворов. Дома — низкие четырехугольные срубные (юрта) с берестяной крышей. В XIX в. — избы русского типа и срубные полуземлянки. Временным жилищем (на пашне или в тайге) служили: летом — одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой — агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время большинство шорцев живут в городских квартирах, около 10 % — в срубных и двухэтажных сельских домах.

Шорцы — потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных (главным образом уйгурских и енисейско-кыргызских) племен, мигрировавших на территорию современной Кемеровской области в период господства тюрок в Центральной Азии и Алтае-Саянском нагорье (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты, середина VI — начало Х в.) и позже — вплоть до ХVIII в., когда с уже тюркизировавшимися местными племенами кузнецких татар смешиваются пришедшие с севера (Иртыш, Барабинская, Кулундинская степи) группы кочевников-скотоводов телеутов. Среди шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная (абинская), и южная, или горнотаежная (шорская).

Традиционные — праздник прародителя Ольгудека, весеннее-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями.

Со второй половины XIX в. шорцы постепенно принимают православие благодаря деятельности православных миссионеров. После принятия христианства многие из них носят русские, т.е. христианские, имена. Наряду с православием у них частично сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек; промысловый культ, почитание божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.

Вначале ХХ в. У шорцев были сильны родовые отношения. Границы административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения патрилинейных родов, они управлялись выборными родовыми старейшинами. Члены рода называли себя карындаш («единоутробный»). За родами были закреплены охотничьи и земледельческие угодья. К концу XIX — началу XX в. у северных шорцев развиваются территориально-соседские отношения, имущественная дифференциация.

Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Подразделяется на два диалекта: мрасский и кондомский, каждый из которых распадается на ряд территориальных говоров. Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта. Письменность создана в XIX в. на основе кириллицы.

У горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел, подсечно-огневое мотыжное земледелие. С приходом русских поселенцев на севере в степных и горных районах распространилось пашенное земледелие, изменился и состав культивируемых растений — со второй половины XIX в. значительные площади засевали пшеницей. От 75 до 95% хозяйств шорцев в начале XX в. занимались промысловой охотой. У лесостепных (северных) шорцев с конца XIX в. распространилось стойловое скотоводство русского крестьянского типа.

Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Северные шорцы употребляли молочные продукты.

 

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН