Татары сибирские

В настоящее время большинство называют себя сибирские татары, менее 100 чел. — тарские татары, 72 чел. — калмаки, единицы — бохарлы, барабинцы, бухарцы, чаты, тураминцы, бараба или параба, эуштинцы, татары яскобинские, татары тевризские. В Российской Федерации проживают 9,6 тыс. чел.

Сибирские татары проживают в основном в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Курганской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Таре и других городах Западной Сибири.

Верующие — мусульмане-сунниты. В фольклоре представлены сказки, легенды, пословицы, загадки, народные песни, которые делятся на лирические, плясовые песни, частушки, исторические песни (байты).

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. В состав сибирских татар вошли и так называемые бухарцы — выходцы из Бухарского ханства (узбеки, сарты, уйгуры, казахи, таджики). В XVIII — начале XX в. усилились контакты сибирских татар с волго-уральскими. На протяжении длительного исторического времени территория расселения сибирских татар входила в состав различных политических объединений. В XIV в. сложилось самое раннее государственное образование сибирских татар — Тюменское ханство с центром в Чингис-Туре (современная Тюмень). В 1495г. власть над ханством взял бек Мухаммед. Он перенес столицу в новый город Искер (Кашлык, Сибирь), отчего ханство стало называться Сибирским. После падения Сибирского ханства в1582г. процессы консолидации в сибирско-татарской среде усилились. Дальнейшая этническая история сибирских татар проходила уже в рамках Русского государства. В XVI–XVII вв. сформировались группы тоболо-иртышских и барабинских татар, к XIX в. единую группу образовали томские татары. В конце XIX — начале XX в. сибирские татары уже представляли собой определенную общность, характеризовавшуюся близостью многих общих черт культуры и быта. В дальнейшем в среде сибирских татар проходили процессы частичной ассимиляции с поволжско-приуральскими татарами и с русскими. Процессы этнической ассимиляции сибирских татар стали усиливаться в советский период. Особенно они были заметны среди групп туринских и обских татар, среди калмаков, эуштинцев и барабинцев. В1960–1980-е гг. проходил процесс смешения сибирских татар с волго-уральскими татарами.

Традиционными занятиями сибирских татар были земледелие и скотоводство. У некоторых групп значительное место в хозяйственной деятельности занимала охота. У барабинских татар заметную роль играло озерное рыболовство. Северные группы тоболо-иртышских и барабинских татар занимались речным рыболовством и охотой. У отдельных групп сибирских татар наблюдалось сочетание разных хозяйственно-культурных типов. Рыболовство нередко сочеталось выпасом скота или уходом за участками засеянной в местах рыбного промысла земли. Скотоводство преимущественно носило товарный характер: скот выращивали на продажу. Среди ремесел были развиты кожевенное дело, изготовление веревок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды.

По разным классификациям, язык сибирских татар рассматривают либо как восточный диалект татарского языка, включающий группы говоров, либо как отдельный язык, а группы говоров при этом названы диалектами. Диалекты выделяют следующие: тоболо-иртышский (тарский, тевризский, тобольский, тюменский, заболотный говоры), барабинский и томский (калмакский и эуштинско-чатский говоры).

Основу питательного рациона составляли изделия из муки, рыба, молочные и мясные блюда. Из молока получали сливки (каймак), айран, из кобыльего молока приготовляли араку — молочную водку, пресный сыр (пашлак), кислый сыр (курут), масло. Из мяса готовили также колбасу казы, тутырму, варили студень, плов. Рыбу заготавливали впрок в соленом, вяленом, сушеном виде.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН