Кряшены и нагайбаки

Кряшены (самоназвание — керэшен) и нагайбаки (нагайбэклэр) живут в основном вТатарстане, а также в Башкирии, Удмуртии и Челябинской обл. Численность кряшен 24,7тыс. чел. (исследователи полагают, что многие кряшены во время переписи 2002 г. были записаны татарами), нагайбаков — 9,6 тыс.

По поводу происхождения кряшен имеются разные мнения. Вызывает доверие точка зрения, согласно которой предки кряшен ко времени присоединения Среднего Поволжья к России находились в языческом или полуязыческом состоянии (их исламизация в период Казанского ханства была слабой), вследствие чего легко перешли в православие. До сих пор имеется группа так называемых некрещеных кряшен. В русских источниках кряшен сначала называли крещенами, крещенцами или крещеными татарами, а после появления в XVIII в. группы новокрещеных татар (перешедших в православие из ислама) их стали называть старокрещеными, старокрещенцами или старокщеными татарами. Самоназвание керэшен встречается в документах начиная с XVIII в. Исторически сформировались пять этнографических групп кряшен: казанская, заинская, чистопольская, молькеевская и нагайбакская. Нагайбаки фактически представляют собой группу кряшен, переселившихся в конце XVIII в. на Урал и вошедших в казацкое сословие. В 2000 г. нагайбаки получили статус малочисленного народа России.

Подавляющее большинство верующих кряшен — православные. В условиях изоляции кряшен от татар-мусульман произошла консервация некоторых элементов традиционной культуры. Отдельное почитание имеют обетные кресты-часовни, с которыми связана молитва с принесением жертвы (обычно — каши). Во время моления о погоде готовится «жертвенная» каша, «посвящаемая» иконе Николая Чудотворца, которая ставится перед казанами. Названия христианских праздников получают перевод на язык кряшен (например, Рождество Христово — Туым кено). Особо почитается у кряшен Петров день. Церковное торжество в этот день сочетается с фольклорно-игровыми элементами. Кряшены придерживаются тех же святочных традиций (колядки, песни, гадания), что и русские.

Говоры кряшен в основном совпадают со средним диалектом татарского языка (исключение составляет говор молькеевских кряшен, который ближе к западному диалекту). Иногда говорят об отдельном кряшенском языке. Выделяется четыре говора: кряшен Нижнего Прикамья, заказанских, чистопольских и молькеевских кряшен, а также — говор нагайбаков. Главные языковые отличия — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

У кряшен, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда дольше оставалась в обиходе. Покрой одежды отличался архаичностью. Наиболее распространены рубахи туникообразного покроя, без плечевых швов, из белого холста (покрой общий для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки — с отрезной талией, украшением грудного выреза (изу) и оборками. Характерны сложные женские головные уборы.

Усадебный комплекс состоял из бревенчатой избы и хозяйственных построек. Преобладали двухкамерные жилища (изба и сени). Хозяйственные постройки — клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т.д. Крыши жилищ покрывались тесом и соломой, хозяйственные постройки, кроме того, — лубом и камышом. Дом делился на две половины — белую и черную. Почетным местом в жилище кряшен наряду с тур (священное место напротив дверей у тюрок) было и местонахождение икон.

Ведущую роль в хозяйстве играло земледелие с зерновой специализацией. Из технических культур возделывали коноплю, реже лен. Огородничество и садоводство были развиты слабо. Животноводство было подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней. Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами утки и индейки). Имелось пчеловодство; рыболовство и охота носили любительский характер.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН