Алтайцы

Народ в Республике Алтай. В настоящее время почти все именуют себя алтайцами. В переписи 2002 г. лишь 10 чел. назвали себя алтай-кижи, по несколько человек назвались майминцы, кыпчак, найман. Общая численность в РФ — 67,2тыс. чел. Без учета групп, наделенных статусом коренных малочисленных народов РФ (10,5тыс. чел.).

Наименование «алтайцы» служит собирательным для всех тюркоязычных жителей Горного Алтая и прилегающих районов, в том числе теленгитов, тубаларов, кумандинцев, челканцев. В 1990-е гг. эти общности получили статус коренных малочисленных народов России.

Алтайцы говорят на языке тюркской ветви алтайской семьи; алтайская письменность создана в XIX в. на базе кириллицы; литературная норма сформировалась на основе диалекта алтай-кижи.

Алтайцы живут в Республике Алтай (62 тыс. чел., преимущественно бассейн р. Катунь и ее притоки), Алтайском крае (1,9 тыс.), Кемеровской (0,5 тыс.), Новосибирской (0,4 тыс.) областях.

Обеспеченные алтайцы жили, как и большинство тюрок, в юртах. Еще одна форма традиционного алтайского жилища — чаадыр, конусообразная жердевая постройка, крытая корой лиственницы или березы.

При доминировании тюркской составляющей важную роль в формировании алтайского этноса сыграло политическое и культурное взаимодействие с западными монголами (ойратами). Финальные стадии консолидации алтайцев в конце ХIХ в. были связаны с возникновением религиозного движения бурханизма.

Большинство алтайцев — православные. В 1828 г. была открыта православная Алтайская духовная миссия, действовавшая очень успешно и признанная вначале XX в. образцовой. Частично сохраняется шаманизм с элементами анимизма, тотемизма, веры в духов-хозяев (ээзи) иродовых божеств. К 1904 г. в среде алтайцев-шаманистов сформировалась новая религия— бурханизм, или «молочная вера». Бурханисты верили в мессию Ойрот-каана, совершали групповые моления светлому божеству Юч-Курбустану, отказывались от жертвоприношений животных, заменяя их возлияниями молока, уничтожали кошек как представителей темного бога Эрлика, приветствовали друг друга словом «Jакшы» («хорошо») и полностью отказывались от общения с шаманами. Новая религия не приобрела широкой популярности. После 1917 г. антирелигиозная политика власти привела к полному исчезновению бурханистов. В1990-х гг. в Республике Алтай появились энтузиасты, пытающиеся возродить бурханизм как национальную религию алтайцев. Большинство сегодняшних бурханистов видят свою веру в лоне тибето-монгольского буддизма и поддерживают контакты с бурятскими и японскими ламами.

Алтайцы разводили лошадей, овец, коров, яков, коз и верблюдов. Семьи кочевали со скотом от зимних пастбищ в межгорных долинах к летним в высокогорных степях. В ХХ в. у алтайцев получили распространение стойловое содержание скота и огородничество, связанные с оседлым образом жизни. Важное место в системе жизнеобеспечения занимали охота на маралов, пушных зверей, птиц, сбор дикоросов. Земледелие имело подсобный характер. Сеяли главным образом ячмень, реже просо, пшеницу. В конце XIX — начале XX в. алтайцы продолжали использовать средневековые оросительные каналы субак.

У алтайцев сохраняют значение родовые структуры. На Алтае существует 80 сеоков — родов, например, алмат, ара, байлагас, богускан, иркит и др. «Сеок» означает «кость»: члены сеока «имеют одну кость» и считаются родственниками; браки внутри рода запрещены.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН