Хакасы

Хакасы подразделяются на четыре этнографические группысагайцы (са ай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал). Абсолютное большинство называют себя хакасы. В переписи 2002 г. только 16 чел. назвались качинцы, 9 — сагай, 7 — хойбал, койбалы, 5 — хызыл, кызыл. В Российской Федерации живут 75,6 тыс. чел.

Хакасский язык тюркской группы алтайской семьи, имеет четыре основных диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский (близок шорскому языку). Современная письменность создана на основе кириллицы.

В Российской империи хакасы были известны как минусинские, ачинские, абаканские татары. Термин хакас для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от «хагасы», как назывались в китайских источниках IX–X вв. енисейские кыргызы) был принят впервые годы советской власти. В формировании хакасов участвовали тюркские (енисейские кыргызы), кетские (арины, коты и др.) и самодийские (маторы, камасинцы и др.) компоненты. В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский иТубинский. С1667г. государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в1703 г. была переселена большая часть его населения. В 1727 г. году территория Хонгорая отошла к России и была поделена между Кузнецким, Томским и Красноярским уездами, с1822г. хакасы — в составе Енисейской губернии. В русских документах Хакасия известна как «Кыргызская земля», Хонгорай. Четыре хакасские «степные думы»— Кызыльская, Качинская, Койбальская и Сагайская— совпали с землями бывших хонгорайских улусов. В1923 г. был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 г.— национальный округ, с 1930 г. — автономная область в составе Западно-Сибирского (с 1934 г.— Красноярского) края, в 1991 г. преобразованная в Республику Хакасия в составе Российской Федерации.

В 1876 г. хакасы были официально крещены. Тем не менее преобладающая часть хакасов по:прежнему придерживается традиционных верований. Большое значение хакасы традиционно придавали общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе, в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных (изыхи). Существовал также культ «тесей» — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения, которым молились и, чтобы задобрить тесей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Годовой цикл был отмечен рядом праздников. Весной после окончания посевных работ отмечали Урсн Хурты — праздник убиения зернового червя.

Основное занятие — полукочевое скотоводство. Хакасы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец. Немаловажную роль в хозяйстве хакасов играла охота. Ручное земледелие было распространено только в подтаежных районах. В XVIII в. основным земледельческим орудием служил абыл — тип кетменя, с начала XIX в. — соха (салда). Сеяли ячмень, из которого потом делали талкан. Осенью в сентябре подтаежное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепешки и т.д. Занимались выделкой кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т.д. В некоторых районах добывали руду и занимались выплавкой железа.

В пищевом рационе хакасов супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом, в т.ч. крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кбче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сол). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН