Якуты

Якуты — тюркский народ, проживающий в основном в Республике Саха (Якутия), а также в Хабаровском и Красноярском краях, Иркутской и Магаданской областях. Более половины называют себя якуты, остальные — саха. Общая численность в Российской Федерации — 443,9 тыс. чел.

Якуты, как и долганы — самый северный тюркоязычный народ. Складывание его завершилось, вероятно, к началу XVI в. на территории Средней Лены. В этногенезе якутов участвовали автохтонные племена, проживавшие на территории нынешней Якутии уже в начале III тыс. до н.э., а также тунгусские племена, тюрки, пришедшие, предположительно, из Предбайкалья, а также, по мнению некоторых ученых, ираноязычные племена.

Язык относится к северо-восточной ветви тюркской группы алтайских языков. Полиморфизм якутского языка выражается в огузской принадлежности в грамматике, огузо-уйгурской и кыпчакской лексике, многочисленных заимствованиях из монгольского языка и элементах тунгусского происхождения.

Подавляющее большинство якутов — православные, однако пережитки весьма древних поверий и обрядов сохранились (в основном в якутском шаманизме) вплоть до нашего времени. В цикле календарных обрядов главное место занимал праздник Ысыах, отмечавший начало весны и лета. В качестве основной единицы измерения времени было принято считать чередование фаз луны.

Основным материалом для одежды якутов служили шкуры домашнего скота и лесного зверя, которые богато украшались. В одежде отражалось представление о вертикальном строении трех миров. Верхний мир олицетворяли круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце» на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир воплощал лирообразный орнамент (женское начало) в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни».

Основной ячейкой якутского общества традиционно являлся род (джон). Ныне якуты делятся также на улусы и наслеги. Многие улусы и наслеги имеют в своей основе былые родовые союзы. На родовых сходах главная роль принадлежала старейшим. За жену обыкновенно платили калым. Характерной чертой якутской общины являлись переделы и частичные поравнения земель.

Особая модель хозяйства якутов сочетает скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота). В условиях Приполярья сложилась особая группа якутов-оленеводов, адаптировавших северную аборигенную культуру. Якуты модифицировали тунгусское оленеводство в переходе от его транспортной функции к пищесырьевой. Создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства. Традиционно развито у якутов кузнечное дело. Со второй половины XIX в. постепенно развивается земледелие.

Якутские поселения делились по сезонному признаку на зимние и летние. Летники ставились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники. Якутская усадьба состояла из жилой постройки (балагана) и нескольких хозяйственных построек. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей. Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы — cэргэ. Традиционным стационарным жилищем якутов является балаган — каркасная постройка пирамидальной формы, стены которой сверху покрывались корой и дерном. Крыша балагана плоская. Традиционным летним жилищем якутов в прошлом была ураса, которая внешне напоминает чум, однако она сложнее и больше.

Основной пищей якутов были молочные продукты, иногда с добавлением ягод, кореньев, муки и др. Рыбная пища главную роль играла в северных районах. Ее готовили разными способами, ели сырой, а также замораживали и квасили в ямах на зиму. Мясная пища употреблялась в основном зажиточными якутами. Ценилось конское мясо.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН