Чуваши

Самоназвание — чавашсем. Составляют основное население Чувашской Республики (889,3 тыс. чел.), живут также в Татарстане (126,5 тыс. чел.), Башкирии (117,9 тыс. чел.), Ульяновской (111,3 тыс. чел.) и Самарской (101,4 тыс. чел.) областях и в других регионах Российской Федерации. Всего в России — 1637 тыс. чел.

В VII–VIII вв. с Северного Кавказа и из приазовских степей в бассейн Волги и Камы пришли тюркские племена булгар и сувар. В IX–X вв. начался процесс ассимиляции ими местного финно-угорского населения. Вторая волна булгар пришла из-за Волги во время монгольского нашествия. В результате смешения этих двух булгарских групп с местным финно-угорским населением сформировался чувашский этнос. Развитие народа протекает сначала в рамках Волжской Булгарии (X–XIII вв.), затем Золотой Орды, Казанского ханства и Русского государства.

Основной формой социального объединения чувашей была сельская община. Семьи, связанные родством, составляли отдельные улицы или концы деревни. Существовали большие семьи, наличие которых было обусловлено потребностями хозяйства. Практиковались многоженство, сорорат и левират, которые стали исчезать после христианизации. С начала XIX в. преобладает малая семья.

Традиционное занятие чувашей — земледелие. Выращивали рожь, полбу, овес, ячмень, также лен, коноплю. Животноводство было развито слабо. Существенную роль играло пчеловодство. Бытовали промыслы и ремесла, связанные с деревообработкой. Также было развито рогожное, канатное производство, гончарное дело, плетение, вышивка.

С середины XIX в. чувашская усадьба делилась на две части: переднюю — собственно двор с жилой и большей частью хозяйственных построек — и заднюю с огородом и баней. Жилище ориентировали входом на восток и окнами на юг, топили по-черному. Снаружи жилище украшали резьбой и росписью. Характерной чертой чувашской избы является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот, а также характерная окраска домов в синий цвет.

Чувашский народ в пределах Чувашии делится на три этнографические группы: верховые (вирьял, тури) на севере и северо-западе, средненизовые (анат енчи) в центре и северо-восточных районах Чувашии и низовые (анатри) на юге Чувашии и за ее пределами. Анат енчи по культуре ближе к анатри, по языку — к вирьялам. Анатри в языке и культуре лучше сохранили древнебулгарский компонент, у верховых заметнее влияние финно-угорских языков и народов, прежде всего горных марийцев.

Основное вероисповедание — православное христианство, сохраняется влияние языческих верований.

Чувашский является единственным живым языком булгарско-хазарской (огурской) группы тюркских языков. Выделяются два слабо различающихся диалекта: низовой (анатри, «укающий») в южных районах республики и верховой (тури, «окающий») — в северных, выше по течению Волги. Большинство чувашей владеют русским, часть — татарским языком.

Традиционная мужская одежда чувашей состояла из холщовой рубахи и штанов. Рубаха была туникообразного кроя, ее носили навыпуск с тонким поясом. Поверх рубахи могли надевать поддевку и еще одни штаны. Женщины носили рубахи (со второй половины XIX в. составные) разных видов кроя с передником (у вирьял с нагрудником, украшенным вышивкой, у анатри без нагрудника из красной клетчатой ткани). Вместе с рубахой женщины носили штаны. Девичьим головным убором была шлемовидная шапочка либо вышитая полоска ткани, которую носили на темени. Верхней одеждой были холщовые кафтаны, овчинные тулупы и шубы.

Комплекс питания у чувашей базировался преимущественно на растительных продуктах, в меньшей степени — на мясных и молочных. Очень популярны были различные супы, похлебки, щи, каши, мучные кисели, пироги с ягодами, картофелем, капустой и крупами. Мясо ели по праздникам. Любимые напитки — пиво, уйран (айран).

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН