Татары

Самоназвание — татарлар. В Российской Федерации — второй по численности (5554,6 тыс. чел.) народ после русских. Проживают также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркменистане, Китае и многих других странах мира.

Впервые этноним татары появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IX вв., но закрепился как общий этноним лишь во второй половине XIX — начале XX в. В XIII в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В XIII–XIV вв. численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним татары. Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в XVI в. он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины XIX в. бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и др. — у волгоуральских и нугай, карагаш, юрт татарлы и др. — у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Праздник Сабантуй включает ряд обрядов, восходящих к языческому культу плодородия (сбор детьми крашеных яиц, коллективное угощение кашей), и состязания в беге, прыжках, конных скачках и борьбе керэш. В XIX в. Сабантуй проводился перед началом сева яровых культур. Мишари не праздновали Сабантуй, но перед началом сева тоже красили яйца. Летом татары праздновали Джиен. Соседние села устраивали Джиен строго по очереди, чтобы иметь возможность гостить друг у друга на праздниках. В настоящее время Джиен не празднуется, а Сабантуй отмечается летом, после окончания весенних полевых работ.

Cловом «джиен» с XVI–XVIII вв. называли сельскую общину, сход, структуру сельского самоуправления, а уже в начале XIX в. — только ежегодный крестьянский праздник. Преобладает малая семья. До начала XX в. встречались большие многодетные семьи, включавшие несколько поколений родственников (как правило, по мужской линии). Существовали обычаи избегания (младшими женщинами старших мужчин), строгого разделения мужской и женской части молодежи в играх, досуге, работе ит.д. Многоженство изредка встречалось в среде зажиточных татар.

Сибирских татар в силу особенностей культуры и этнической истории часто выделяют в самостоятельный этнос. В наиболее многочисленную группу волго-уральских татар включают этнические группы казанских татар, мишарей и касимовских татар. Оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей проходило в XIV — середине XVI в. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438–1552), одном из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар формировался в зависимом от Московской Руси Касимовском ханстве (середина XV в. — 80:е гг. XVII в.). Касимовские татары, имевшие некоторые этнокультурные особенности, являлись фактически социальной верхушкой ханства и образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во второй половине XVI — XVIII в. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению общности волго-уральских татар. Астраханские татары — потомки золотоордынских групп и более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения, в XV–XVII вв. — население Астраханского ханства, частично Ногайской Орды и других ногайских княжеств, испытавшее сильное воздействие ногайцев. В их составе есть другие компоненты — отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки. С XVIII в. усиливается взаимодействие волго-уральских и астраханских татар (а также сибирских), происходит формирование единого татарского народа.

Большинство верующих татар — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с X в. и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав Московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как меселман, т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Татары живут во всех регионах Российской Федерации. Больше всего их в Республике Татарстан — более двух миллионов человек (52% населения республики). Значительна численность татар в Башкирии (990,7 тыс.), Тюменской (242,3 тыс.), Челябинской (205 тыс.), Ульяновской (168,8 тыс.), Свердловской (168,1 тыс.), Оренбургской (166 тыс.) областях и в Москве (166 тыс.).

Традиционный костюм мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой — стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Основу рациона питания составляют мясная, растительная пища, молочные продукты. Важнейшее значение имеют жидкие горячие блюда. Характерны супы с мучной заправкой (токмач и др.). Популярны различные каши, кислый хлеб, изделия из теста и мяса: пельмени (которые делают не только с мясом, но и с горохом, конопляным семенем, творогом), беляши (бэлеш), треугольники с жирным мясом и луком (очпочмак), своего рода ватрушки с начинкой из вареного мяса (перемячи). Традиционным праздничным блюдом являются вяленые гуси.

Преобладающий тип традиционного жилища — деревянная изба. У богатых крестьян — многокамерная, из нескольких срубов, соединенных сенями. Двор, как правило, делился на передний (жилье и хозяйственные постройки) и задний (огород и гумно).

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в XIX — начале XX в. было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконные заводы, была развита торговля.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН