Таты
Тат — самоназвание кавказских персов, варианты (в зависимости от региона проживания) — тати, парси, даглы, лохудж. Численность в России 2,3 тыс. человек. Большинство татов проживают в Азербайджане.
Таты говорят на татском языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющем два диалекта — южный и северный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Татским языком вплоть до XX века владели и немусульманские этнические группы — горские евреи, часть армян и удин. По этой причине часто ошибочно татов-мусульман, татоязычных горских евреев-иудеев и татоязычных армян-христиан причисляют к одному народу, исповедующему разные религии. Среди татов распространен также азербайджанский язык.
Сейчас таты проживают преимущественно в Дагестане (825 чел.) и Москве (621 чел.). Небольшие группы проживают в других субъектах Российской Федерации (Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии).
Этноним таты впервые появился в VIII в. При этом таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире — всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним таты встречается на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время кроме Северного Кавказа так называют ираноязычное население южного иранского Азербайджана. Предками современных татов считают персидское население Закавказья, появившееся в данном регионе в эпоху правления династии Сасанидов в Иране (III–VII вв. н.э.)
Примечательным является фольклор татов, в котором отразилось его иранское происхождение. В духовной культуре явно прослеживаются два пласта — более древний с присущими ему общеиранскими персонажами — шахи, везиры и векилы, Пери-ханум и Рустам-зол, дэвы — и поздний, дагестанский, с бытовыми сценками, сторонниками добра, характерными образами справедливого разбойника. Особое место в культуре народа занимают татские сказители, сохранившие и передавшие нашему времени сказания, сказки, притчи, легенды.
Верующие таты — мусульмане-шииты, незначительное количество мусульманов-суннитов, христиане монофизитского толка.
Традиционные занятия татов — земледелие, садоводство и виноградарство. Кроме того, были развиты художественные ремесла (ковроткачество, производство металлических изделий, чеканка, инкрустация). Таты обрабатывали подчас труднодоступные горные участки, сеяли рис и пшеницу, разводили виноград, сажали фруктовые сады, выращивали овощи. В Дербенте они специализировались на виноградарстве, многие работали на рыбных промыслах, занимались ремеслами. Горцы ценили их как умелых мастеров по выделке кожи.
Татская кухня разнообразна. Такие блюда, как хашил (мучная жидкая каша), асидо (мучная халва), пютюрюк (мучной суп), бюглеме (заливное блюдо из рыбы), гиней (домашняя лапша), ягни аруси (свадебный суп с нахутом, луком и мясом), дюшпере (пельмени), хое-гушт (блюдо из мяса с яйцами) — основа татского рациона. Распространены также различные виды плова, кебаб и люля-кебаб, гоурме (вид жаркого), япраги (голубцы), долма, ош кидуи (рисовая каша стыквой) и др.