Евреи горские

Самоназвание — джухур, гьивр. Проживают в Израиле, Азербайджане, США. Численность горских евреев в Российской Федерации составляет 3,4 тыс. чел.

Существует множество теорий происхождения горских евреев. Условно все их можно разделить на две группы: теории семитского происхождения и теории несемитского происхождения горских евреев. Первая группа так или иначе возводит происхождение горских евреев к древнееврейскому населению Израильского царства (как правило, через Персию и Северную Месопотамию, реже через Византию). Вторая группа теорий в свою очередь разбивается на две ветви. Сторонники одной считают горских евреев потомками персоязычных народов (скифов, курдов, собственно персов), сторонники же другой — потомками хазар. Последнее время большинство ученых склоняются к версии семитского происхождения горских евреев. Численность горских евреев в России значительно сократилась из-за эмиграции в Израиль в конце 1980:х — начале 1990:х гг.

В прошлом горские евреи занимались хлебопашеством, виноградарством, садоводством и огородничеством, табаководством, рыболовством, кожевенным производством. Безземелье часто заставляло горских евреев заниматься сезонными работами в соседних селах. Горские евреи также торговали, среди них были и богатые купцы, и бродячие торговцы-коробейники. Торговля и в наши дни остается основным занятием народа.

Горские евреи говорят на нескольких близких диалектах татского языка, принадлежащего к западной ветви иранской группы языков. Распространены также русский и азербайджанский языки.

Верующие — иудаисты. Для диаспоры, изгнанной со своей исторической родины, иудаизм был гораздо большим, чем просто верование. Это сложное социальное и идеологическое явление. Сохраняется соблюдение религиозных традиций, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кошер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну). Вместе с тем, в течение веков находясь в среде кавказских народов, горские евреи восприняли и большинство традиций местных религиозных верований. В их религии было много горских обрядов, обычаев и праздников, в частности связанных с культом огня.

Наиболее значительные общины горских евреев —в Дагестане, в Дербенте, Махачкале и Буйнакске (1,1тыс. чел.); в Кабардино-Балкарии, Нальчике (100 чел.); в Ставропольском крае, Пятигорске и в Москве.

Почти все рецепты кухни горских евреев имеют персидское происхождение. Из блюд особо популярны дюшпере (род пельменей, отличающихся большим содержанием лука в фарше), ингар (кавказский хинкал), тара (густой суп), буглеме (студень из рыбы), епраги (голубцы). Закусками служат травы (кинза, сельдерей, петрушка), а также огурцы и помидоры, редис и вяленая рыба. В рационе горских евреев также заметно присутствуют молочные продукты, рис, крепкий чай, вино.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН