Осетины

Cамоназвания — ирон, дигорон, сохранились также этнонимы «туалаг», «хусайраг» («хусары», группа осетин Южной Осетии). Основное население республик Северная Осетия — Алания (субъект Российской Федерации) и Южная Осетия (независимое государство). Численность осетин в Российской Федерации — 514,9 тыс.

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX в. на основе русского алфавита. Практически все осетины Российской Федерации владеют русским языком.

Формирование осетинского народа связано с автохтонным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры), образовавшим с ираноязычными аланами союз племен. После череды нашествий монголо-татар в XIII в. и Тамерлана в конце XIV в. аланоязычное население сохранилось только в горах Северной Осетии — Ахохии. Здесь в течение XIV–XV вв. сформировались и самосознание, и традиционная народная культура. В это же время оформилось деление осетинского народа на местные локальные общества: тагаурское, куртатинское, алагирское, туалгом, дигорское. Осетины, живущие в Северной Осетии, делятся на две группы: иронцев и дигорцев.

Большинство верующих осетин исповедуют православие, принятое в VI–VII вв. из Грузии и Византии, однако дохристианские верования оказались стойкими и в той или иной форме сохранились до наших дней. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка (воспринятый в XVII–XVIII вв. от кабардинцев).

Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи. Развиты традиции, связанные с почитанием предков. Символом единения горской семьи являлся очаг.

На территории России живут в основном в Северной Осетии (444,7 тыс.), а также в Кабардино-Балкарии (9,9 тыс.), Ставропольском крае (7,8 тыс.), Краснодарском крае (4,1 тыс.), Карачаево-Черкесии (3,3 тыс.), в Москве (10,5 тыс.). Проживают также в Турции, Грузии и других странах. Общая численность осетин в мире — около 700 тыс. чел.

Традиционной для осетин до XX в. являлась «большая семья», состоявшая часто из 40 человек и более, что объясняется обычаем не отделять от семьи братьев, пока жив их отец. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа. Был распространен обычай кровной мести.

Традиционная мужская одежда осетин — черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы — из овчины или каракуля, башлык, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь — ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма — кинжал. Женская повседневная одежда до XIX в. была по покрою почти идентична мужской. С проникновением элементов русской культуры она становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним — шелковая юбка, короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась легким ажурным платком.

Традиционные занятия осетин — земледелие и скотоводство. Из зерна выращивали пшеницу, кукурузу, просо, ячмень и овес. Важным видом сельскохозяйственных работ была заготовка сена для скота. Распространено отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. В отличие от соседних горских народов православные осетины занимались и свиноводством. До XX в. широко был распространен охотничий промысел.

Горное жилище осетин могло быть двух или многоуровневым, верхний этаж мог делаться из плетеных прутьев или бревен. Каждое горское жилище имело центральное большое помещение — хадзар, где находился очаг, и глухую кладовую. Крыша — соломенная. Для женатых сыновей делалось по нескольку пристроек, что удлиняло дом. В XIX в. распространяется одноуровневый равнинный дом. Отличительной чертой двора равнинных осетин являлось наличие кунацкой (уазагдон).

В национальной кухне осетин употребляются разнообразные продукты — овощи, крупы, мясо (часто копченое), топленое масло, большое количество кисломолочных продуктов. Большой популярностью пользуются пирог с мясом (фыдчин), не встречающийся у других кавказских народов, и с сыром (хабизджын, уалибых). Наиболее почитаемым и древним напитком является пиво, по легенде оно изобретено нартовской героиней.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН