Хемшилы

Самоназвания — хомшеци, хемшинли. Численность в Российской Федерации — 1,5 тыс. чел. Большинство живет в Краснодарском крае (1 тыс. чел), наиболее компактно — в Апшеронском и Белореченском районах, а также в Каменском районе Ростовской области и Грибановском районе Воронежской области.

Хемшилы ведут происхождение от группы армян, отступившей в VI в. после неудачных сражений с арабами из областей Киликийской Армении в Понтийские горы под защиту Византийской империи и основавших там г. Дампур (позднее Амшен, турецкое название — Хемшин). В 1461 г. Амшен был захвачен османами. Чтобы избежать преследований, многие амшенцы перешли в ислам. Оставшиеся христианами, сначала переселялись в западную часть Турции, потом, особенно после преследований армянского населения Турции в конце XIX — начале XX в., — в пределы Российской империи. Хемшилы-мусульмане не преследовались турками. Часть из них стали гражданами России, когда согласно Карскому договору (1921 г.) несколько деревень Хопского края присоединили к Аджарии. Во время Второй мировой войны хемшилы-мусульмане были депортированы из Грузии в Киргизию и Казахстан. В 1989 г. часть их переселилась в Краснодарский край, где к тому времени уже жила большая группа амшенцев-христиан.

Турецкие хемшилы выращивают кукурузу и чай, занимаются животноводством, разводят пчел. Хемшилы России также заняты в сельском хозяйстве, преимущественно в овцеводстве.

Западные амшенцы (хемшинли, баш-хемшины, турки-хемшилы) говорят на диалекте турецкого языка (хемшинче) и исповедуют ислам. Это в наибольшей степени подвергшаяся туркизации часть хемшилов. Старшее поколение баш-хемшинов даже воспринимает название эрмени (так хемшилов называют лазы) как обидное. Среди баш-хемшинской молодежи последнее время все чаще встречается проявление интереса к своим армянским корням. Восточные амшенцы (хомшеци, хопа-хемшины — по названию турецкого г. Хопа) также традиционно мусульмане, но говорят на архаичном амшенском диалекте армянского языка. Среди хопа-хемшинов Турции национальная самоидентификация часто связана с политической ориентацией: сторонники коммунистов считают себя армянами (и атеистами), правые консерваторы предпочитают считать хемшинов самостоятельным народом. Северные амшенцы — христиане и говорят, как и хопа-хемшины, на амшенском диалекте. Одни исследователи склонны считать отдельным народом (собственно хемшилами) только тех амшенцев, которые говорят по-турецки, а говорящих на амшенском диалекте считают частью армянского народа. Другие склонны проводить границу не по языку, а по вероисповеданию, относя к хемшилам всех амшенцев-мусульман. Среди самих хемшилов-мусульман России часто встречается двойственное и даже тройственное этническое сознание: они одновременно считают себя хемшилами, армянами и иногда турками-месхетинцами.

Несмотря на период исламизации и тюркизации, а также длительное соседство с культурами лазов, грузин, понтийских греков, русских, казахов, хемшилы сохранили многие древние армянские обычаи и традиции, отчасти забытые в самой Армении. Одновременно хемшилы восприняли многое от народов, среди которых жили. Так, от понтийских греков заимствованы волынка тулум (паркапзук) и скрипка кеменче, от казахов — низкий (до 50 см) обеденный стол-устел. На культуру российских хемшилов сейчас большое влияние оказывает культура краснодарских амшенских армян и через них — общеармянская культура.

Обособленные от остальной части армян хемшилы сохранили особый диалект, составляющий сегодня вместе с собственно армянским языком армянскую ветвь индоевропейской языковой семьи.

Источник:  Атлас культур и религий России, материалы предоставлены Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН