Русские
Становление русского народа находилось в прямой связи с многовековым расширением его расселения. Исторические корни русских уходят в IX–X вв., когда известные по «Повести временных лет» восточнославянские племена были объединены под властью киевских князей в Древнерусское государство. С тех пор старые племенные связи стали распадаться, и к XII в. сформировались областные сообщества, соответствующие феодальным княжествам. Но сохранялось сознание единства Русской земли, охватывавшей всю восточнославянскую территорию от Белого моря на севере до Черного — на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Общерусскому единству был нанесен удар распадом Киевской Руси в XIII в. и особенно татаро-монгольским нашествием в XIII–XIV вв. После этого началось создание новых культурных связей и обособление трех восточнославянских народов. Начальный этап формирования русских пришелся на XIV столетие и был связан с образованием Московской Руси. Ядро русских составило население феодальных княжеств, объединенных в XIV–XVI вв. Москвой. Основой народа стало население Волго-Окского междуречья, которое сформировалось еще в IX–XII вв. из пришедших туда потомков славян — новгородских словен, смоленских кривичей и вятичей с верховьев Десны. Расселяясь в междуречье, они ассимилировали местное финно-угорское (летописных мерю, мурому, мещеру) и балтское (голядь) население. В XV — начале XVI вв. русские окончательно сформировались как народ. Это произошло с объединением Северо-Западной и Северо-Восточной Руси с их населением бывших княжеств, то есть — земель Владимиро-Суздальской, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, Псковской и Новгородской республик. На этих территориях славяно-русские пришельцы соприкасались и взаимодействовали с другими народами. На Русском Севере (Поморье), начавшем заселяться еще в XII–XIII вв. со стороны Новгородской и Ростово-Суздальской («низовской») земель, а в XIV–XVI вв. — из Московской Руси, русские контактировали с местным населением, которое составило народы финно-угорской (карелы, вепсы, коми, саамы) и самодийской (ненцы) языковых ветвей. В Вятском и Камско-Печерском краях, заселявшихся русскими с конца XVI — начала XVII в., происходило их взаимодействие с волжскими финнами и тюркскими народами. К тому времени понятия Россия, Российская земля уже получили распространение. Русская колонизация черноземных областей (Дикого Поля), опустевших после татарского нашествия XIII в., стала возможной благодаря строительству в XVII в. оборонительных линий (засечных черт). Эта волна заселения сомкнулась с продвижением русских в лесостепи и степи Среднего и Нижнего Поволжья, Дона, Приазовья. Одновременно началось освоение Сибири выходцами из Поморья. В конце XVII — XVIII в. лесостепные и приречные безлесные сибирские земли были освоены русскими земледельцами, а более северные лесные и тундровые районы — промысловиками. В Сибири русские встретились с местным населением — охотниками, рыболовами, оленеводами, скотоводами. Это были народы уральской (самодийские, финно-угорские) и алтайской (тюркоязычные, тунгусоязычные и монголоязычные) языковых семей. В XVIII в. русские начали проникать на Южный Урал, Северный Кавказ. После 1861 г. (отмена крепостного права) в Сибирь устремились новые потоки русских переселенцев, главным образом из центральных и южных районов. К концу XIX — началу XX в. возникли очаги русского заселения в Средней Азии, а на восточных рубежах — на Дальнем Востоке. На всем пространстве своего проживания русские расселялись неравномерно. Около половины их было сосредоточено в местах, обжитых еще с XIV–XVI до начала XX в. В местах позднего освоения на Кавказе, в Средней Азии, Казахстане возникали «русские ареалы» среди земледельческих или кочевых народов. Область расселения русских на пространстве России визуально напоминает широкую полосу, сужающуюся к востоку, начало которой находится на западном рубеже от северо-западных границ страны до Молдавии, самая плотная часть— в средней полосе Европейской части. К востоку от нее идет сужение «клина». В Сибири полоса сужается еще более по линии от среднего Урала до Томска—Новосибирска—Кузнецка—Красноярска—Иркутска—Хабаровска к Тихому океану.
Термин «русский язык» употребляется в четырех значениях— совокупность всех языков восточнославянской ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков; — письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси; — совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ; — общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык. Письменность — вариант кириллицы.
На обширной и заселенной в разные исторические периоды территории сформировались отдельные группы русского народа, имевшие особенности в культурном, сословном или религиозном отношении. Это связано со сложной этнической историей народа, обусловившей образование в едином русском массиве, сохранявшем общее самоназвание, языковых и иных различий. В Европейской России выделялась прежде всего севернорусская и южнорусская историко-культурные зоны и средняя полоса между ними.
Эта зона занимала территорию от Десны на западе до правобережья Волги и Суры на востоке, от Оки на севере до Хопра и Среднего Дона на юге. Здесь в говоре у населения наличествует «акающий» диалект, в народной культуре — многодворные поселения, наземное срубное, на самом юге обмазанное глиной или глинобитное жилище, женский костюм с юбкой-поневой, полихромный геометрический орнамент в украшениях. В составе южных русских можно выделить ряд локальных этнографических групп. Среди них сформировалось много мелких групп. Наиболее известны полехи в Калужско-Брянском Полесье — потомки древнейшего населения лесной полосы, близкие по культуре к западным соседям — белорусам и частично литовцам; горюны в Путивльском у. Курской губ. — потомки древних северян и переселенческих волн XVI–XVII вв., имевших культурное сходство с украинцами и белорусами. Языковыми особенностями отличались в Дмитровском у. Курской губ. Жеки и зекуны (частицы «-же» и «-зе» в говорах). Выделялись в Полесье саяны — группа этнотерриториального и сословного происхождения, обладавшие белорусско-полесскими особенностями в языке и южнорусскими — в быту. Речевыми особенностями обладали орловские, воронежские и калужские ягуны. Потомками военно-служилого населения порубежья были севрюки. Сословного происхождения в Воронежской, Тульской и Тамбовской губ. были и однодворцы — потомки военно-служилых людей низшего разряда, со временем занявших промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками. Потомками помещичьих и монастырских крестьян были воронежские, курские, орловские цуканы (в речи «-ц» вместо «-ч»).
Зона занимала территорию от Волхова на западе до Мезени на востоке, от Белого моря на севере до верхней Вятки и Камы на юге. Для русских этой зоны характерны окающий диалект говора, в народной культуре— малодворные сельские поселения, образовавшие отдельные «гнезда», срубное жилище— изба на высоком подклете —соединенное с хозяйственным двором («дом-двор»), наличие пахотного орудия— сохи, сарафанный комплекс женского народного костюма, особый сюжетный орнамент в вышивке и росписи, бытование былин, протяжных песен и причитаний в устном творчестве. На побережье Белого и Баренцева морей сложилась территориальная группа поморов — потомков новгородцев и«низовских» выходцев, занимавшихся рыболовным и зверобойным промыслами, судостроением, мореходством и торговлей. Результатом контактов новгородских и низовских (ростовских) переселенцев с автохтонным финно-угорским населением стало образование таких локальных этнических групп русских, как усть-цилёмы, пустозёры, важане, кокшары и др. Из поморов выделились мелкие группы печорских усть-цилёмов и пустозёров — потомков новгородцев с некоторой примесью местных угрофиннов. Известны в этой зоне и другие группы сицкари (по р.Сить в Ярославской губ.), которых по диалектным особенностям относят к обрусевшим карелам, литовцам и белорусам; тудовляне (по р.Туд вТверской губ.)— с белорусским влиянием в языке и культуре. Профессионального происхождения от верхневолжских бурлаков была группа ягутков (ягунов) на востоке Новгородской и гагаров в Вятской губ., сохранявших черты бурлацкого говора. Сословной принадлежностью обусловлено существование пушкарей — крестьян помещиков Мусиных-Пушкиных в Весьегонском у. Тверской губ. Своеобразны здесь были и русские, имевшие вероисповедные отличия,— старообрядцы в основном беспоповского толка (поморско-даниловское согласие, федосеевцы, филипповцы, бегуны и др.) и беглопоповцы поповского направления старообрядчества.
В среднерусской полосе, в междуречье Оки и Волги, культура населения представляла собой смешение севернорусских и южнорусских черт жилище на подклете средней высоты, сарафанный комплекс женского костюма (сев.); «акающий» говор (юж.). Здесь также образовались обособленные группы русских. Крестьяне в Верейском у. Московской губ., поселенные помещиками в XVIII–XIX вв., имели самоназвания от имен владельцев — репнинщина, голицынщина, шувалики и др. Известная в левобережном Заочье мещера происходила от обрусевших финно-угорских групп. От тверских карелов переселились в калужский Медынский уезд русские корелы. Потомки пленных поляков — ляхи находились во владимирском Балахнинском у. Лукояновские паны (Нижегородская губ.) происходили от белорусов. Среди населения южной зоны и средней полосы были старообрядцы (Центр, Заволжье, Полесье) разных толков, а также субботники, духоборцы, молокане.
Своеобразием отличались русские окраинных территорий. На западе по р. Великой, верховьям Днепра и Западной Двины они были близки по языку и культуре к белорусам. У русских Приуралья соединялись черты северной среднерусской культуры. В Среднем Поволжье они сближались с другими народами; на юго-востоке — от Хопра до Кубани и Терека, на территории Войска Донского, в Кубанской и Терской областях и на востоке Новороссии население по происхождению было связано с южнорусскими и украинцами. Особую этносословную группу русских представляло военно-служилое казачество. Русское старожильческое население Сибири (сибиряки) — потомки первоначальной волны заселения — сохраняло севернорусскую культуру, а вновь прибывавшие переселенцы-новоселы (российские) из центральных и южных губерний несли свои культурные традиции. Кроме того, здесь выделялись старообрядцы (каменьщики Бухтармы, поляки Колывани, семейские Забайкалья) и сектанты (духоборцы, молокане, штундисты), а также население северо-востока местного поисхождениягураны (потомки русских мужчин и тунгусских женщин); кударинцы (русских и буряток); карымы (русских, эвенков и бурят); амгинцы, анадырцы, гижигинцы, камчадалы, колымчане — от смешения русских с якутами, эвенками, юкагирами, коряками; и наконец, русско-устьинцы, долгое время остававшиеся несмешанными с другими народами. Компактные группы русских сложились в Средней Азии и Казахстане. Одна из них — уральцы, потомки уральских (яицких) казаков, поселившиеся в XIX в. на Амударье и Сырдарье, позднее продвинувшиеся еще южнее. Другая часть русских состояла из крестьян и низших воинских чинов, осваивавших в XIX в. среднеазиатские пространства. Различаясь по своим локальным характеристикам, группы русских сохраняли единство с народом, язык, общее самосознание и общерусскую культуру.
Своеобразна культура казачества, состоявшего из отдельных «войск». Русское казачество формировалось на протяжении XVI–XVIII вв. изначально в бассейне верхнего течения Дона, затем — в низовьях Дона, на Яике, Тереке и в Сибири. Эту группу русского народа считают сословием, т.к. у истоков ее формирования находились представители военизированного оседлого населения, целенаправленно использовавшегося государством для защиты границ. В формировании казаков кроме русских приняли участие украинцы, молдаване, татары, башкиры, коми, мордва, калмыки, казахи, представители народов Северного Кавказа, Закавказья, Сибири. На территории современной России с начала XVIII в. до Октябрьской революции 1917 г. официально существовали следующие казачьи войска Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. В большинстве казаки исповедовали православие. В XVIII в. у казаков распространились старообрядческие толки; наиболее известны на Кубани поповцы-некрасовцы (от имени атамана Игната Некрасова). Казаки были активно вовлечены в Гражданскую войну, пострадали в процессе политики «расказачивания» и «раскулачивания» (1919–1927 гг.)в результате репрессий казачество лишилось значительной части своих земель. В 1990-е гг. начался процесс возрождения казачьей идентичности и культурных традиций на фоне политизации, чему, в частности, способствовала активизация этнонациональных движений на Северном Кавказе.
В результате революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны 1918–1922 гг. Россию покинуло большое число представителей аристократии, интеллигенции, казачества, офицерства и других социальных слоев, пострадали наиболее зажиточные и работоспособные крестьяне. На крестьянское хозяйство тяжелейшим образом повлияли политика продразверстки, коллективизация и сталинские репрессии. Огромный урон русскому народу был нанесен во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. На фоне активной урбанизации в XX в. русскими были утеряны многие традиции народной культуры. Для XX в. были характерны новые массовые миграционные процессы русских, вызванные различными обстоятельствами и имевшие разный характер вынужденное или принудительное переселение русских крестьян на север и восток страны в конце 1920-х — 1930е гг.; массовые эвакуации периода Великой Отечественной войны из западных областей РСФСР на Урал, в Поволжье, Сибирь, Казахстан и в Среднюю Азию; поток переселенцев из Центра и Поволжья в западные регионы в послевоенные годы; заселение степей Крыма и Саратовской обл. выходцами с Дона, Кубани, из русского Черноземья; волна переселений на Дальний Восток; миграции с 1950-х гг. в районы целинных земель Казахстана и неосвоенных территорий Урала, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. С конца 1950-х по 1980-е гг. продолжается отток населения из сел в города, в результате чего нарушается половозрастная структура сельского населения. К запустению и обезлюдению целых районов РСФСР привела ликвидация «неперспективных деревень» в 1970-е гг. С 1970-х гг. наблюдается сокращение внутренних русских миграций, вызванное изменением возрастного состава населения — из-за падения рождаемости снизилась доля молодых людей, наиболее подвижной части населения. В 1980–1990-е гг. увеличилась эмиграция из страны, русская в том числе. В 1960–1970-е гг. падает естественный прирост среди русского населения, РСФСР становится ниже среднего уровня по рождаемости в СССР, что было симптомом процесса депопуляции. Все более заметным источником увеличения численности русских становились процессы ассимиляции, особенно легко проходившей в русско-украинской и русско-белорусской среде, а также на территориях с малочисленным автохтонным населением Северо-Запада, Сибири, Урала и Поволжья.
В традиционных формах материальной культуры (хозяйство, жилище, одежда, пища и утварь, предметы быта) до начала XX в. отразилась региональная специфика проживания русских. При этом уже в XVI в. в культуре были различимы сословные отличия, выражавшиеся в применении новых форм, часто связанных с особенностями развития городской культуры, иноэтничным, западноевропейским влиянием. С XVIII в. эта специфика усугубилась в результате применения новых форм производства, новых материалов и профессионального труда. В настоящее время бытовая культура русских в значительной степени унифицирована, различия сохраняются сегодня в традициях питания.
С начала 1990-х гг. резко усиливается миграционная подвижность русских, как в ряде регионов Российской Федерации, так и в бывших союзных республиках. Наибольший миграционный отток русских происходил из северокавказских республик, особенно во время конфликта в Чечне. Численность русского населения в северокавказских республиках сократилась за период 1989–2002 гг. с 1,36 млн до 996 тыс. человек (на 27 %).
Средняя полоса России (к югу от Москвы) — территория формирования характерных черт русской культуры питания. Одна из них — предпочтение «черного» ржаного хлеба «белому» пшеничному. Из пшеничной муки готовили праздничную выпечку (пироги — сайки, расстегаи, кулебяки, блины и др.). Крупа и мука также использовались для приготовления щей, в состав которых в XIX в. вошли капуста и мясо. С XVIII в. в пищевой рацион активнейшим образом включается картофель, который употребляется в первые и вторые блюда. В пищу на основе круп и картофеля добавляли различные овощи, яйца. Употребляли молочные продукты (молоко, сметану, простоквашу, творог, масло). Мясо (преимущественно говядина, свинина, баранина) и птица (куры, гуси) появлялось на столах редко. Для юга России более характерно употребление в пищу овощей (тыква, свекла, помидоры, кабачки, перец, баклажаны), чем для центра и севера. Кроме щей был популярен борщ, включающий множество компонентов. К началу XX в. увеличились посевы пшеницы. Пшеница все более входит в обиход по сравнению с рожью и культивируется русскими переселенцами в ряде регионов Сибири, в результате чего пшеничный хлеб вытесняет ржаной (Алтайская и Минусинская степи). Стол северян до начала XX в. оставался хлебно-рыбным. Основными хлебными культурами считали ячмень и овес, но активно употребляли и ржаной хлеб. Из муки и крупы делали полужидкие блюда. Кроме того, употреблялись овощи: репа, редька, лук и чеснок, а также ягоды, грибы, орехи, дикие травы. Рыбу квасили, иногда ели сырой. Мясо употреблялось чаще, чем в других регионах, причем не только в зажиточных слоях общества. Для всех территорий русских было традиционным употребление в пищу меда, приготовление различных хмельных напитков (пиво, брага, вино).
Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовали занятия ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.
Для традиционной русской семьи характерно развитие в разных регионах простых и сложных форм, но обязательно с главенством старшего мужчины, регламентацией всего жизненного уклада, половозрастным разделением труда, с осознанием необходимости иметь детей, которым передавался многовековой народный опыт, знания, культурные традиции. Современная семья преимущественно простая двухпоколенная по составу, малодетная, однородная в социальном отношении. Отличия сельской семьи от городской в плане лучшего сохранения традиционных основ семейного быта незначительны.
В русской деревне всегда были сильны соседские связи, одним из проявлений которых являются помочи — осуществление помощи, часто — «всем миром», в хозяйственных делах каждому, кто в этом нуждался. Совместные работы заканчивались общим застольем, становившимся не только средством отдыха, но и местом общения, знакомства молодежи. Велико было значение общественного мнения, осуществлявшего контроль над нормами поведения. Общественная жизнь русских протекала в основном в рамках территориальной (сельской) общины. Общиной накоплен огромный практический опыт сочетания общественных интересов с индивидуальными, что выражалось в решении хозяйственных и самоуправленческих проблем в непосредственной связи с этическими (нравственными) нормами. Сфера труда и досуга в традиционном русском обществе была тесно связана с аграрным календарем, основные вехи которого органично вошли и закрепились в церковном календаре. Время напряженного совместного труда сменялось достаточно протяженными периодами отдыха или днями праздников, главными из которых были Пасха Христова со Светлой седмицей (неделей) и Рождество Христово с последующими святочными днями до дня Крещения Господня (Богоявления). Широко праздновались также дни престольных праздников, свои в каждом селе. Городской быт частично подчинялся указанному распорядку, однако постепенно с XVIII в. в него входят новые обычаи, например, празднование Нового года. К началу XX в. русские представляют собой сословное общество, где большинство (87 %) составляют крестьяне и мещане. При этом из среды последних уже сформировался рабочий класс. 1,5 % составляли дворяне, по 0,5 % — купечество и духовенство, 2,3 % — казаки. Во главе управления Российским государством стоял монарх. В начале того века русские были вторым по численности народом мира (после китайцев), будучи основным народом Российской империи, где не было «имперских привилегий» для какого-либо народа. В XX в. произошли социально-политические события, серьезнейшим образом повлиявшие на судьбу русских. Коренной слом старого социального уклада и внедрение новой идеологии не могли не сказаться на многих сторонах как общественного, так и частного быта. Однако и в период советской власти, особенно после победы в Великой Отечественной войне, русские самосознание, язык и культура являлись основой для консолидации советского народа, патриотизма и солидарности. Постепенно надвигавшийся кризис советской политической власти разрушительно сказывался на положении всех народов страны, в значительной степени — на русском населении. Сегодня, с развитием российской государственности и нормализацией общественной жизни, происходит укрепление как самосознания русских (русскости), так и общероссийского (гражданского) сознания.
Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Приверженность к этой религии большинства народа сказывалась во всех сферах традиционной культуры. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение и идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории— политические и церковные деятели, ревнители благочестия. Вокруг них, носителей лучших национальных черт, выстраивалась картина исторического прошлого. В XIX в., как и в предыдущие столетия, осознание своей принадлежности к православной вере у русских выражалось, в частности, в употреблении конфессионима «православные» при обращении в мирное время (например, на сельских сходах) и во время войн, вооруженных конфликтов. Это самоназвание выполняло функции этнического определителя русских, в то время как противники, даже если они были христианского вероисповедания, почитались за «нехристей». В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу — радетелю о народных интересах — связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским (по существу — народным) сознанием надеждами на справедливое устройство общества. Общественная и частная жизнь русских также теснейшим образом была связана с православными представлениями о мироустройстве, человеке, обществе. Она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой. Жизненный цикл каждого человека освящался Церковью (крещение, брак, отпевание и др.). В этот круг входят такие проявления религиозной жизни русских, как регулярное посещение богослужений, причащение, исповедь, хождение на богомолье, домашняя молитва и др.— в частной жизни; празднование престольных и крупных церковных праздников, массовые крестные ходы и общественные молебны и др.— в жизни целых сообществ (сел, городов, районов и территорий). Нравственные ориентиры христианства тесно соединялись с другими сторонами культуры, служили необходимой основой для многих представлений, действий, взаимоотношений и творчества. В настоящее время большинство верующих русских — православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католицизм, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.
Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимодействии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала XVIII в. она стала достоянием главным образом крестьянского искусства. Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое шитье и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени — ковроткачество. Искусство художественной обработка металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и т.п. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губ.) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных керамических изделий (с XVII в. — Гжель, затем — Скопин) — как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе во времена Древней Руси носили название «резьба руссов», что говорит о давности этого промысла на территории России. Особенно это искусство было развито до начала XIX в. на Русском Севере (холмогорские косторезы). С XVIII в. развивается резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий. В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. Это искусство имело несколько локальных школ, в которых развивались и сохраняются до сих пор традиции Древней Руси, хорошо известные по археологическим раскопкам. В позднее время (с конца XVII в.) возникают центры посудного промысла и изготовления предметов быта с. Хохлома (сюда доставлялись изделия из сел Заволжья для отправки их на ярмарки России и зарубежья); г. Городец, Сергиев Посад с окрестными деревнями и др. В Вологодской, Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись по бересте, плетение из нее разнообразных предметов: туесов, шкатулок, поставцов и др. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор — это наличники окон, торцовые доски, причелины и другие элементы современного сельского жилища. Искусство обработки дерева особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.
Для устного народного творчества русских характерно разнообразие форм. Это и былины исторического содержания, и христианские духовные стихи, и лирические, обрядовые песни, певшиеся во время свадебного ритуала, народных гуляний на праздники, сказки, былички, профессиональные и солдатские песни и многое другое. Характерно многоголосное пение, участие в хороводах, молодежных играх и посиделках. В русском песенном творчестве материалом для поэтизации служил объективный реальный мир, прежде всего окружающая крестьянина природа, некоторые виды трудовой деятельности (земледелие, рыболовство, охота и т. д.) и многочисленные обрядовые действа. Объектом же поэтической символизации в русских народных лирических песнях является человек — крестьяне и крестьянки, их взаимоотношения и поступки, выражаемые ими всевозможные мысли, чувства и настроения. Наиболее древними образами, используемыми в русской обрядовой лирике, являются такие, как месяц — символ отца, солнце — матери, звезды — детей, месяц молодец — жених, муж, зорюшка-девушка — невеста, жена. В роли символов часто выступают различные птицы: соловей, сокол, селезень и голубь — в роли молодца; белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка — девушка; серая кукушка — печальная девушка или горькая женская доля. Еще шире используются образы из растительного мира. Например, очень часто символом девушки являются белая береза, калина, малина и сладкая вишня; птица клюет вишню — молодец сватает девушку и т.д.