Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России ( 2014-2020 годы)»

I. Характеристика проблемы, на решение которой  направлена Программа

В 90-е годы XX века органами государственной власти Российской Федерации проделана значительная работа в сфере законодательного обеспечения государственной национальной политики. Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, приняты Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральный закон "Об общественных объединениях", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Федеральный закон "О национально-культурной автономии", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

Вместе с тем реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации столкнулись в 90-е годы со значительными трудностями, обусловленными внешними и внутренними вызовами и угрозами. В этот период имели место тенденции этнотерриториального обособления, что привело как к росту несбалансированного регионального развития, межрегиональной дифференциации, влияющей на состояние межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, так и к росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе русского, населения.

Произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества.

В настоящее время сохраняется негативное влияние на межнациональные отношения некоторых последствий советской национальной политики (например, репрессий и депортаций в отношении отдельных народов, неоднократных изменений административно-территориальных границ).

На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:

размывание традиционных нравственных ценностей народов России;

правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

попытки политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний;

недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов;

недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

влияние таких факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности, что зафиксировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны.

Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:

слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.

На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации.

Эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия в Российской Федерации. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее международного имиджа, так как Российская Федерация несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, противодействия экстремизму и терроризму. Эти обязательства зафиксированы в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и иных международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств).

Для эффективного решения указанных задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.

Цель и задачи федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" (далее - Программа) соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, а также иными документами стратегического характера.

Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.

Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики.

Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. В России проживают представители 193 народов (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры.

Культурное и языковое многообразие российских народов защищено государством. В России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения (2010 год).

В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием. Осуществить это возможно только с использованием программно-целевого подхода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с ростом рисков.

Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, что обусловливает необходимость применения программных методов.

Этнокультурное многообразие России является важным элементом ее международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия.

Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций. Необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию Программы и региональных целевых программ, направленных на обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, на противодействие экстремизму, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов России, интеграцию, адаптацию, социализацию и натурализацию мигрантов различной этнической и религиозной принадлежности и др.

В связи с тем что заявленные в Программе задачи поддаются эффективному решению только в комплексе и с применением системного подхода, целесообразным представляется использование программно-целевого метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем.

Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

Программно-целевой метод создает системную основу для реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными сообществами, поскольку обеспечивает реализацию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все сферы государственной национальной политики, что позволит проводить единую федеральную политику в сфере межнациональных отношений, обеспечит эффективное межведомственное и межрегиональное взаимодействие и координацию в сфере реализации государственной национальной политики, включая вопросы укрепления единства российской нации, этнокультурного многообразия и противодействия экстремизму.

Для выбора вариантов решения указанных проблем были рассмотрены и проанализированы два варианта формирования и реализации Программы. Выбор варианта решения проблем осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.

Предлагаются 2 варианта решения проблем в сфере государственной национальной политики и этнокультурного развития.

Первый вариант предполагает ускоренные темпы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития, значительное улучшение межэтнических и этноконфессиональных отношений.

Второй вариант предполагает противодействие сложившимся негативным тенденциям, укрепление общегражданской российской идентичности, развитие этнокультурного многообразия.

Указанные варианты характеризуются следующими преимуществами и рисками.

Преимуществом первого варианта решения проблемы является возможность в короткие сроки обеспечить преодоление сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, достичь значимых результатов в сфере укрепления единства российской нации. Недостатком первого варианта является необходимость выделения значительного объема средств федерального бюджета. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации проживают представители 193 народов. В связи с этим реализация варианта максимальной поддержки потребует разработки более сотни подпрограмм в рамках Программы.

Поскольку в последние годы поддержка за счет средств федерального бюджета государственной национальной политики носит фрагментарный характер, причем средства сосредоточены на небольших в численном отношении группах (коренные малочисленные народы, российские немцы, национальные меньшинства), существуют риски ошибок при определении размера необходимой финансовой поддержки, а также при оценке конечных результатов реализации первого варианта решения проблемы.

Преимуществом второго варианта является его реализация за счет средств федерального бюджета в основном посредством действующих расходных обязательств заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, поддержка только значимых проектов и мероприятий, обеспечивающих достижение цели Программы и решение поставленных задач. Этот вариант обеспечивает рациональное расходование бюджетных средств.

В ходе реализации второго варианта существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных, социально значимых проектов и мероприятий, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Возможны также риски, связанные с недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей.

Реализация второго варианта позволяет минимизировать использование бюджетных средств для достижения установленных результатов реализации Программы.

II. Основные цели и задачи Программы с указанием

сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых

индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

Цель и задачи Программы обусловлены приоритетами, которые определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений), Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. N Пр-1355, Федеральным законом "О государственной службе российского казачества", федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России, реализации и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, международными нормативными правовыми актами.

Цель Программы - укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:

содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;

содействие этнокультурному многообразию народов России.

Важную роль в решении задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений играют поддержка проектов, направленных на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов Российской Федерации, обеспечение преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.

Необходимо обеспечить сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма. Важную роль в укреплении российского патриотизма играет поддержка патриотических и историко-культурных традиций российского казачества, в состав которого входят представители многих народов России. В развитие духовности и культурного потенциала значительный вклад вносит деятельность духовно-просветительских центров, которые участвуют в воспитании и просвещении в сфере нравственности, культурных ценностей, исторического наследия и традиций.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2014 N 184)

Требуется распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации, формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации, развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, в том числе путем принятия и реализации соответствующих региональных программ.

Необходимо проведение информационной кампании с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы.

Предусматриваются также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия, укрепление гражданственности и патриотизма, знаний о народах России, поддержка производства и размещения в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, создание тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, издание и поставка учебников, учебных пособий, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий.

Необходимы разработка учебных программ по истории народов России и культуре межэтнического общения, по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, совершенствование учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения.

Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России предусматривает государственную поддержку этнических традиций народов Российской Федерации, что является основным фактором гармоничного развития общества в этнокультурной сфере и обусловливается необходимостью реализации правовых норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Развитие этнокультурного потенциала народов России, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.

Сохранение и развитие языкового многообразия и защита языков национальных меньшинств являются неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык национальных меньшинств является основой их этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций. Обучение на родном языке гарантировано Конституцией Российской Федерации и рядом международных актов, ратифицированных Россией. Должны быть созданы условия для сохранения и развития языков народов России, изучения родного языка.

Международные обязательства Российской Федерации в сфере защиты прав национальных меньшинств (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Рамочная конвенция Совета Европы о защите прав национальных меньшинств) предусматривают помимо обеспечения их прав на сохранение этнической самобытности, традиций и языка, также и укрепление межнационального согласия, гармонизацию межэтнических отношений, профилактику ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по признаку расовой, этнической или религиозной принадлежности.

Реализация Программы должна содействовать формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений. Важное значение в этом вопросе играет взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Для преодоления стагнации и негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепления общегражданской российской идентичности и улучшения сферы этнокультурного развития требуется реализация Программы в течение 7 лет.

Срок реализации Программы - 2014 - 2020 годы.

Реализация Программы осуществляется в 2 этапа:

I этап (2014 - 2016 годы). Целью I этапа является формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации.

На I этапе предусмотрена разработка новых и корректировка действующих региональных целевых программ в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, реализация информационно-пропагандистских и других социально значимых мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов.

II этап (2017 - 2020 годы). Целью II этапа является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России.

На II этапе предусмотрено продолжение реализации мероприятий в сфере государственной национальной политики, соответствующих принятым стратегиям этнокультурного развития и региональным целевым программам, расширяется охват информационно-пропагандистских и других социально значимых мероприятий в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития, будет налажена система поддержки межнационального сотрудничества и этнокультурного развития, взаимоувязанная с региональными программами.

Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы и показатели.

Оценка достижения цели Программы в рамках задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов и показателей:

доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации;

уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;

доля субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в общем числе субъектов Российской Федерации;

количество некоммерческих организаций, получивших в рамках Программы поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2014 N 184)

Оценка достижения цели Программы в рамках задачи содействия этнокультурному многообразию народов России осуществляется с использованием такого целевого показателя, как численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия (нарастающим итогом).

По результатам оценки эффективности Программы может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или досрочном прекращении реализации Программы начиная с очередного финансового года.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1.

Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении N 2.

Достижение значений целевых индикаторов и показателей, предусмотренных приложением N 1 к Программе на 2020 год, будет свидетельствовать об успешной реализации Программы.

III. Мероприятия Программы

Для достижения цели и задач Программы мероприятия будут формироваться по всем направлениям ее реализации.

Решение поставленной в Программе задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений достигается посредством реализации следующих направлений:

поддержка общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;

проведение общероссийской информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;

поддержка некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2014 N 184)

Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России достигается посредством реализации следующих направлений:

выполнение мероприятий и инициатив, направленных на этнокультурное развитие народов России;

поддержка языкового многообразия на территории Российской Федерации.

Отбор мероприятий для включения в Программу осуществляется исходя из их соответствия направлениям, позволяющим наиболее эффективно решать задачи Программы, их общественной, социально-экономической и этнокультурной значимости.

Формирование мероприятий по поддержке общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности, по проведению общероссийской информационной кампании и созданию информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, по поддержке языкового многообразия, а также формирование части мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, осуществляется государственными заказчиками на основании конкурсного отбора предложений, представленных органами государственной власти, общественными и научными организациями, а также экспертами.

Определение исполнителей по мероприятиям, относящимся к указанным направлениям, осуществляется на основании размещения государственными заказчиками заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Формирование мероприятий, включенных в региональные целевые программы, направленные на укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России, а также формирование части мероприятий по поддержке общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, осуществляется государственными заказчиками на основании конкурса региональных целевых программ.

Поддержка указанных направлений реализации Программы осуществляется посредством предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и мероприятий указанных региональных целевых программ.

Для ежегодного формирования перечня региональных целевых программ и перечня мероприятий, на софинансирование которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно в срок, определяемый государственными заказчиками, представляет государственным заказчикам на конкурсный отбор заявки на предоставление субсидии, включающие региональные целевые программы и перечень мероприятий, предлагаемых для софинансирования в очередном финансовом году в рамках средств Программы. Указанный перечень мероприятий государственные заказчики согласовывают с государственным заказчиком - координатором Программы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2014 N 27)

Определение исполнителей по мероприятиям, относящимся к указанным направлениям, осуществляется на основании размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Программой предусматривается предоставление из федерального бюджета субсидий некоммерческим организациям в целях создания и развития духовно-просветительских центров.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2014 N 184)

Программой предусмотрено осуществление мониторинга состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений, социологического мониторинга ключевых показателей состояния межнациональных отношений в российских регионах с целью всесторонней оценки результатов реализации Программы и предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть при реализации отдельных мероприятий Программы.

Источник:  Официальный сайт Правительства РФ