Современная популярная музыка в России

Городской романс и эстрада.

Традиции русской народной песни уходят в глубь веков. Как популярная, так и академическая музыка России основывается на народных традициях. Выразительный диапазон русского фольклора очень широк – от глубоких, печальных песен, выражающих тоску и отчаяние, до крайне «скоромных» (неприличных) частушек.

В 19 в. большое распространение получает жанр романса (от исп. romance) – лирической песни, исполняемой в сопровождении фортепиано или гитары. Несмотря на сословные барьеры, романс стал достоянием всего русского общества: бывало и так, что одну и ту же песню можно было услышать и в крестьянской избе, и в дворянской усадьбе. Народные песни становились основной для романсов, и наоборот – романсы, написанные на стихи вполне определенных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Апухтина) становились народными песнями. Таких примеров множество: Вот мчится тройка удалая – слегка измененный отрывок их стихотворения Ф. Глинки Венера, а Я вновь пред тобою стою очарован – переработка стихотворения В. Красова Стансы, Что ты жадно глядишь на дорогу? (песня на стихи Н. Некрасова), Когда я на почте служил ямщиком (переработка стихотворения Л. Трефолева Ямщик), Степь да степь кругом (переложение стихотворения В. Сурикова В степи, которое, в свою очередь, является переработкой народной песни Степь Моздокская) и др.

Цыганский романс, русские песни, влияние западноевропейской музыки, все вместе это легло в основу т.н. городского романса, который начал развиваться в России приблизительно с середины 19 в. Одним из первых и наиболее ярких примеров является романс Две гитары за стеной… (Эх, раз, еще раз) на стихи Аполлона Григорьева.

Россия и русская музыка в эмиграции.

Говоря о развитии российской популярной музыки, нельзя обойти вниманием такую уникальную личность, как Александр Вертинский, певец и автор песен, чье творчество явилось большим вкладом в русскую культуру 20 в. Эмигрировав после Октябрьской революции, он вернулся в СССР в годы Великой Отечественной войны, добившись у советских начальников разрешения находиться на Родине в эти тяжелые для страны годы. Часто Вертинского неоправданно относят к развлекательному жанру, однако это совсем не так, ведь многие песни Вертинского настолько глубокие и трагические по своему содержанию, что их невозможно поставить в один ряд с певцами, исполняющими легкие песенки. Он оказал огромное влияние на современную российскую музыку, в частности, русский рок: Борис Гребенщиков в начале 1990-х записал альбом песен А. Вертинского, подчеркивая связь своей музыки с музыкой великого исполнителя.

Среди других замечательных исполнителей городского романса: Изабелла Юрьева, Петр Лещенко и Алеша Дмитриевич, чьи имена также символизируют лучшие достижения русской популярной музыки 20 в.

Эстрада в СССР.

Современная российская эстрада во многом обязана городскому романсу, как, впрочем, и русской народной песне в целом. Но с приходом советской власти начинается истребление всего «буржуазного» в музыке. На несколько десятилетий в культуре воцаряется особый жанр: бодрой песни, помогающей «жить и строить». Но и в этом жанре было создано много замечательных произведений. Они принадлежат композиторам Исааку Дунаевскому, Оскару Фельцману, Василию Соловьеву-Седому и др.

Благодаря таким исполнителям, как Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Нина Дорда в советской песне сохраняются и интимные, лирические интонации.

Несмотря на негативное отношение власти, в стране развивается «советский джаз», центральные фигуры которого – Леонид Утесов, Олег Лундстрем.

В 1950–60-е годы, время расцвета лирического эстрадного жанра, появляется множество замечательных популярных исполнителей: Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Лидия Клемент, Анна Герман, Эдита Пьеха, Маргарита Суворова.

В 1970-е в официальной эстраде СССР наступает эпоха «вокально-инструментальных ансамблей», или ВИА. Особенно популярен «народный уклон», стилизация под фольклор: белорусские ВИА «Песняры», «Сябры», «Верасы», российские «Ариэль», узбекская «Ялла», азербайджанский «Гюнеш», а также «Самоцветы», «Цветы», «Пламя» и мн. др.

Одной из наиболее популярных певиц страны становится Алла Пугачева. Очень удачным оказывается ее сотрудничество с латышским композитором Раймондом Паулсом. Его песни в исполнении Аллы Пугачевой – это прекрасный пример популярной музыки высокого уровня.

Советская и российская эстрада 1980–1990 годы.

В 1980-х советскую эстраду украшают имена Валерия Леонтьева, Анне Вески, Яака Йоллы, Евгения Мартынова, Валентины Легкоступовой, Александра Малинина, Александра Серова, Владимира Кузьмина, Лаймы Вайкуле, Ирины Понаровской, Ларисы Долиной. ВИА «Земляне» покоряют слушателей своей песней Трава у дома.

«Перестройка» конца 1980-х вносит изменения и в эстрадную музыку. Появляются имена Игоря Талькова, Олега Газманова, группы «Любэ», «Кар-мен». В начале 1990-х скандального успеха добивается коллектив «Мальчишник», из которого вышел известный ныне Дельфин. Богдан Титомир, покинув «Кар-мен», также становится одной из заметных фигур российский поп-музыки начала 1990-х гг. Успех имеет и группа «На-На» под руководством Барри Алибасова, в прошлом участника группы «Интеграл».

Во второй половине 1990-х начинается деятельность таких популярных на территории СНГ коллективов, как «Иванушки International» и «Руки вверх». Филипп Киркоров собирает многотысячные концертные залы.

К началу 21 в. российский шоу-бизнес стал весьма мощной структурой: множество звукозаписывающих фирм, два крупных музыкальных телеканала (МТВ и Муз-ТВ), определенная система рекламы и распространения. Количество имен исполнителей, на короткое время возникающих на телеэкранах, неизменно увеличивается, растет и уровень внешнего качества музыкальной продукции при достаточно невысоком уровне содержательной части.

Автор:  Александр Зайцев
Источник:  Энциклопедия «Кругосвет»