Музыкальный театр им. К.С. Станиславского

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – Московский академический музыкальный театр им. Народных артистов СССР К.С. Станиславского и В.И Немировича-Данченко. Создан в Москве в 1941, академический – с 1964.

В 1941 были объединены две оперные труппы, основанные реформаторами сценического искусства К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Труппа Станиславского возникла в конце 1918 как оперная студия Большого театра. Вторая – труппа Немировича-Данченко – была учреждена в 1919 как музыкальная студия МХТ (в 1926 оба коллектива получили статус государственных театров). Каждая из студий имела собственную программу и собственный репертуар, но в работе с артистами обе опирались на принципы системы Станиславского. Основатели отвергали идею пышной оперы – «концерта в костюмах». Они строили спектакль по законам драматической сцены, исследуя психологию каждого персонажа и воспитывая не только певцов, владеющих нюансами вокала, но и актеров, знакомых с драматическим мастерством.

В 1926 распоряжением правительства двум студиям было передано здание на Большой Дмитровке – бывшая городская усадьба графов Салтыковых, затем – Мятлевых. Оперная студия К.С. Станиславского и Музыкальный театр В.И. Немировича-Данченко работали в этом здании независимо друг от друга и выступали поочередно (похожая коллизия описана М. Булгаковым в Театральном романе, когда два знаменитых режиссера, не сумев поделить театр, создали две независимые труппы).

Постановки Станиславского были подробнее и лиричнее, тоньше по атмосфере, их отличали яркость актерской игры, неистощимая изобретательность минзансцен. Станиславский был традиционнее в выборе оперного репертуара, в афише его студии значились популярные оперы: Евгений Онегин (1922), Богема (1927), Кармен (1935), Пиковая дама (1930), Борис Годунов (1929), Царская невеста (1926), Майская ночь (1928), Севильский цирюльник (1933), Риголетто (1939).

Немирович-Данченко добивался репертуарного разнообразия, с одной стороны, обращаясь к оперетте (Перикола (1922), Прекрасная Елена (1937) Оффенбаха, Дочь Анго (1920) Лекока, Корневильские колокола (1932) Планкета)), с другой стороны, активно вторгаясь в классические партитуры и тексты. Так возникли его авторские версии оперных шедевров – Травиаты (1934) и Кармен (Карменсита и солдат (1923), а также музыкальный политический фарс Лизистрата (1923).

В 1939 в состав театра Немировича-Данченко вошла балетная труппа Викторины Кригер «Московский Художественный балет», основанная в 1929, которая пыталась реализовать принципы системы Станиславского в танце. Начав с классики – Корсара и Коппелии, труппа обратилась к советскому балету– Красному маку, Карманьоле. В состав коллектива входили А. Урусова, А. Клейн, А. Тольский, В. Бурмейстер, Н. Холфин (первый балетмейстер труппы в 1932–1938-х, поставивший балеты Соперницы – версию Тщетной предосторожности (1933) П. Гертеля, Треуголку (1936) С.Н. Василенко, Цыганы (1937) С.Н. Василенко, Бахчисарайский фонтан (1936) Б. Асафьева в постановке Р. Захарова). Драматический темперамент, виртуозная техника, тяготение к острому сценического рисунку характерны для ведущих танцовщиков труппы. Звездой труппы была Мария Сорокина. В работе труппы принимали участие Б. Мордвинов и П. Марков – режиссеры, воспитанные на идеях МХТ, стремившиеся приблизить балет к психологической драме или реалистической комедии. Идейная близость этих трех групп определила творческий почерк созданного в 1941 Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

C 1941по 1943 театр возглавлял В.И. Немирович-Данченко. Работа с современными композиторами стала основным направлением работы режиссера. Театр стал «лабораторией» по созданию новых опер и балетов. Свою задачу Немирович-Данченко видел в пропаганде оперного творчества молодых советских композиторов и достижений современной мировой оперы. Именно здесь впервые в Москве была исполнена Катерина Измайлова (1934) Дм. Шостаковича. До этого была осуществлена постановка оперы Северный ветер (1930, режиссер Л. Баратов) Л. Книппера по либретто В. Киршона, в 1936 – Тихий Дон И. Дзержинского, в 1939 – В бурю Т. Хренникова. В театре также работал выдающийся дирижер С.А. Самосуд, танцы в операх ставили талантливые танцовщики-экспериментаторы Н.А. Глан и А.А. Румнев. Немирович-Данченко придавал большое значение культуре изобразительного решения спектакля. В театре в разные годы работали такие оригинальные сценографы как И.М. Рабинович, И.И. Нивинский, В.В. Дмитриев, П.В. Вильямс, Б. Эрдман, Б.И. Волков (1941–1949 – главный художник), А.Ф. Лушин.

В годы Великой Отечественной войны театр работал в Москве. Были поставлены новые оперы: Суворов С. Василенко, Чапаев Б. Мокроусова (1942), Надежда Светлова И. Дзержинского (1943) и жизнеутверждающие оперетты – Мадемуазель Фифи (1941) Ц. Кюи, Нищий студент (1945) Н. Миллекера, Сказки Гофмана (1946) Ж. Оффенбаха. В историю хореографии вошел героический балет С. Василенко Лола (1943), Шахеразада (1944) В. Римского-Корсакова, Берег счастья А. Спадавеккиа (1948). После смерти В.И. Немировича-Данченко руководство театром взял на себя П.А. Марков (1943–1948).

В 1948 в театр влилась группа артистов Оперно-драматической студии им. К.С. Станиславского (основана в 1935) во главе с дирижером И.Б. Байном.

Сценическим принципам основоположников театра старались следовать режиссеры последующих поколений. Этапными для оперной труппы явились эпохи Леонида Баратова и Льва Михайлова. Эти режиссеры воспитали великолепных певцов и поставили спектакли, ставшие знаком «оттепели» в культурной жизни страны: Обручение в монастыре, Война и Мир С. Прокофьева (режиссер Л. Баратов) Катерина Измайлова Д. Шостаковича, Любовь к трем апельсинам С.С. Прокофьева, Порги и Бесс Дж. Гершвина (режиссер Л. Михайлов).

Леонид Баратов, ученик Немировича-Данченко, работавший с ним в студии еще в 1920–1930-х, стал в 1950-1959-х творческим руководителем труппы. В 1936–1938-х и 1943-1950-х он был главным режиссером Большого театра. Поставленные им на сцене Большого постановки Бориса Годунова и Хованщины М.П. Мусоргского, перекликавшиеся с историческими фильмами Сергея Эйзенштейна, вошли в историю русского оперного театра. На сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Баратов впервые в Москве поставил один из шедевров 20 в. – оперу С.С. Прокофьева Война и мир (1957). Его же постановки – Сицилийская вечерня (1954) Дж. Верди, Кето и Котэ (1950) Н. Долидзе, Запорожец за Дунаем (1951). Его работы отличались выразительностью, слаженным музыкально-сценическим ансамблем.

В 1960 Л. Баратова сменил его ученик, режиссер Лев Михайлов. Для его спектаклей характерны оригинальное видение, глубокое проникновение в музыкальную драматургию. Он создавал в спектакле настоящий актерский ансамбль (среди лучших постановок Паяцы Р. Леонкавалло, Пиковая дама П.И. Чайковского, Виринея (1967) С.М. Слонимского, Кола Брюньон (1971) Д.Б. Кабалевского, Любовь к трем апельсинам С.С. Прокофьева, Порги и Бесс Дж. Гершвина, Так поступают все женщины (1962) Моцарта, Хари Янош (1963) Кодая. Вместе с дирижером Геннадием Проваторовым Лев Михайлов вернул в 1963 на российскую сцену Катерину Измайлову Шостаковича.

Для истории балетной труппы этапной стала «эпоха Бурмейстера» – 1941–1960, 1963–1970, когда главным балетмейстером театра был Владимир Бурмейстер, солист труппы В. Кригер. Свой первый балет Ночь перед Рождеством (1938) он поставил вместе с Ф. Лопуховым и П. Марковым. Он создал оригинальные, уникальные редакции Лебединого озера П.И. Чайковского (1953) и Эсмеральды (1950) Ц. Пуни. Среди его постановок Штраусиана (1941), Виндзорские насмешницы (1942), Лола (1943), редко исполняемый балет И. Морозова для детей Доктор Айболит (1947), Жанна д'Арк (1957), Снегурочка (1963) и др. В тот период на сцене танцевали В. Бовт, С. Виноградова, Э. Власова, А. Соболь, А. Чичинадзе, начинал М. Лиепа.

После В. Бурмейстера балетную труппу возглавлял один из солистов театра А. Чичинадзе (1971-1984). В числе его балетов Золушка (1971) С. Прокофьева, Коппелия (1975) Л. Делиба, новая редакция Дон Кихота (1981) Л. Минкуса, Сакунтала (1979) С. Баласаняна.

С 1985 главным балетмейстером работает Д. Брянцев, пришедший в театр из Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ) им. С.М. Кирова, известный телеверсиями балетов Галатея (1977), Конек-Горбунок (1985), Браво, Фигаро (1987), Ковбои (1990). В театре он поставил балеты: Оптимистическая трагедия на музыку М. Броннера (1985), новую редакцию Корсара (1989) А. Адана, Отелло (1991), Укрощение строптивой (1996), ряд одноактных балетов – Браво, Фигаро! (1985), Скифы и Ковбои на музыку Д. Гершвина (1988), Одинокий голос человека на музыку А. Вивальди, Н. Паганини, О. Китаро (1990), Призрачный бал (1995) на музыку Ф. Шопена, Библейские легенды В. Бесединой и Саломея П. Габриэля (1997-1998), Дама с камелиями (2001), Цирк приехал (2002) В. Бесединой. Для хореографии Брянцева характерны сочетание классического языка танца с элементами свободной пластики, бытового, эстрадного, фольклорного танца, модерн-балета, а также разнообразие жанров – от многочасового спектакля до балетной миниатюры, от трагедии до комедии. Идут в театре также балеты В. Васильева Ромео и Джульетта (1990), Щелкунчик в версии В. Вайнонена, классические балеты Жизель и Шопениана В. Бурмейстера.

Особую страницу в истории театра составило сотрудничество с Берлинской «Комише опер» и работа с режиссерами Вальтером Фельзенштейном (Кармен,1969 Ж. Бизе) и Гарри Купфером (Похищение из сераля, 1984 В-А. Моцарта). Тем не менее в 1970-1980-е гг. театр находился в состоянии творческого застоя, преодолеть который пытался один из самых ярких дирижеров современности Евгений Колобов. Он поставил авторскую редакцию Бориса Годунова М. Мусоргского и малоизвестную оперу Беллини Пират (1984), собиравшую неизменный аншлаг. Пытаясь вдохнуть новую жизнь в несколько обветшавшую постановку Станиславского Евгений Онегин, Колобов вошел в конфликт с администрацией театра, отказавшись утвердить на роль Ленского 70-летнего народного артиста. В результате в 1989 Колобову пришлось уйти из театра. Вместе с ним театр покинули некоторые солисты, хор, музыканты оркестра, работники технических цехов. В 1991 они создали новый оперный коллектив – театр «Новая опера».

С 1991 по 2003 театр возглавляет ученик Л. Михайлова Александр Титель. Его первая постановка в театре – Руслан и Людмила М. Глинки (дирижер Г. Проваторов, художник С. Бархин) – современная интерпретация классической русской оперы, вызвала горячие споры среди критиков. Два следующих спектакля –величественная, чуть-чуть ироничная версия Эрнани Дж. Верди (дирижер – В. Горелик, художник В. Арефьев) и передающая очарование и скрытую печаль об уходящей юности Богема (дирижер В. Горелик, художник Ю. Устинов) были отмечены Национальной театральной премией «Золотая маска». Наиболее заметные постановки Тителя: наполненная чувственностью и грустью Франции Кармен Ж. Бизе в первой редакции (дирижер В. Горелик, художник В. Арефьев) 1999, остроумное и образное, изящно кокетливое Обручение в монастыре (2001) С. Прокофьева, (дирижер – А. Карапетян, художник В. Арефьев). Одна из последних премьер театра – авангардная версия Золотой петушок (2003) А. Римского-Корсакова, о которой много спорят. Продолжая традицию театра, режиссер обратился к постановке оперетты Летучая мышь И. Штрауса (2001, дирижер В. Горелик, художник В. Арефьев). На фестивале «Золотая маска» в 2001 постановки Летучей мыши и Обручения в монастыре номинировались на премии, однако по ряду причин театр отказался принять в нем участие.

Репертуар театра формируют и спектакли других режиссеров: Отелло Дж. Верди в постановке А. Бородина, стилизующая архаичный рисунок оперы 19 в., Таис Ж. Массне в постановке Б. Покровского, зажигательный, яркий Любовный напиток Г. Доницетти и Мадам Баттерфляй (2003) Д. Пуччини в постановке Л. Налетовой. На последнем фестивале «Золотая маска» в 2003 Баттерфляй получила премию сразу по нескольким номинациям.

Театру близок современный подход к сценографии, с ним сотрудничают такие художники, как В. Левенталь, С. Бенедиктов, В. Архипов, Е. Степанова. В 2001 французские режиссеры и художники Франсуаза Террон и Филипп Годфруа совместно со швейцарским дирижером Самуилом Фридманом осуществили постановку Фауста Ш. Гуно.

Современный стиль оперной труппы – тонкость и изящество в разработке мизансцен, что создает лирическую атмосферу в спектакле, психологическая глубина в раскрытии характеров, мягкий юмор, слаженный исполнительский ансамбль.

Оперная труппа театра молода: Ольга Гурякова (лауреат премии «Золотая Маска»-96), Хибла Герзмава, Ирина Аркадьева, Ирина Гелахова, Ахмед Агади, Михаил Урусов, Дмитрий Степанович, Анна Самуил (лауреат четырех престижных музыкальных конкурсов). Мастера старшего поколения: Леонид Болдин, Наталья Горелик-Оленина, Леонид Зимненко, Вячеслав Войнаровский также пользуются широкой популярностью, их приглашают петь в другие театры, в том числе – в Большой театр. Современные звезды балета театра – Наталья Ледовская, Татьяна Чернобровкина, Наталья Крапивина, Валерий Дик, Георги Смилевски, Антон Домашев. С 1999 театр проводит европейские фестивали современного танца EDF, которые каждый раз становятся событием в театральной жизни Москвы.

В настоящее время театр находится в хорошей форме, он имеет свое лицо, это сильнейший музыкальный театр Москвы, основанный на крепком репертуаре, в котором присутствуют и «оперные шлягеры» Верди, Бизе, Доницетти, и «трудные» для массового зрителя оперы Прокофьева, и раритетные, «музейные» постановки К.С. Станиславского (Севильский цирюльник, Евгений Онегин). Балетный репертуар также разнообразен: от «культового» Лебединого озера Бурмейстера до авангардных спектаклей на библейские и литературные темы Д. Брянцева и фестивалей современного танца. В этом секрет его успеха.

Автор:  Ярошевич Е.
Источник:  Энциклопедия «Кругосвет»