Левицкий Дмитрий Григорьевич
Левицкий Дмитрий Григорьевич (май 1735, Киев — 4 (16) апреля 1822, Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, наряду с Ф. С. Рокотовым и В. Л. Боровиковским — один из крупнейших российских живописцев-портретистов 18 века. В композиционно эффектных парадных портретах Левицкого торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769-1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772-1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М.А. Дьякова-Львова», 1778). В поздний период Левицкий отчасти воспринял влияние классицизма («Екатерина II», 1783)
Отец художника Григорий Кириллович Нос (позднее изменивший фамилию на Левицкий) был священником села Маячка на Полтавщине и выдающимся гравером украинского барокко. Известны его иллюстрации к «Апостолу» и «Евангелию» (оба издания — 1737), гравированные портреты. Он был первым учителем Дмитрия. Около 1758 года Дмитрий Левицкий приехал в Петербург и стал учеником А.П. Антропова. В юности он писал иконы; в 1762 году в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II.
Первая достоверная из сохранившихся его работ — портрет архитектора А.Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика (1769-1770, Русский музей); стандарты парадного портрета века Просвещения, с плодами трудов (в данном случае — чертеж здания Академии художеств), на которые гордо указывает герой образа, освоены тут уверенно и мастеровито. Та же схема использована в портретах А. М. Голицына (1772) и П. А. Демидова (1773; оба — в Третьяковской галерее); последний привлекает не только своей «домашней» непринужденностью, но и совершенством колорита, виртуозной передачей шелков и атласа костюма в излюбленной Левицким гамме серебристых и красноватых тонов. Выразительный образ делового человека из низов создан в портрете Н. А. Сеземова, богатого откупщика из крепостных (1770, там же).
В 1771-87 мастер руководил портретным классом Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института , «смолянок», — Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е. И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772-76, все — Русский музей). В характерной для эпохи манере классицистическая риторика поз, жестов, атрибутов сочетается тут с чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Смолянки, представленные в рост — в одиночку, реже попарно — музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. Успеху «представления» способствует изысканная гармония оливковых, розовых, палевых, серебристых и черных тонов.
К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты Д. Дидро (1773-74, Музей искусства и истории, Женева), М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее). Напротив, портрет Екатерины II как законодательницы, представленной в античном храме богини Правосудия (1783, Русский музей и др. варианты), торжественен и аллегоричен, выражая тот же идеал просвещенной монархии, который воспевал Г. Р. Державин [описывая волшебное явление «Фелицы», «богини или жрицы», которая подобна «мечте стоящей»; писатель в своем «Видении мурзы» (1783-84) вдохновляется картиной Левицкого].
Камерный портрет Н. И. Новикова, герой которого как бы обращается к зрителю с философской проповедью [1797 (?), Третьяковская галерея], несомненно, связан с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х он стал членом ложи «Умирающий сфинкс»). Последняя датированная работа мастера — портрет брата, священника Петра Левицкого (1812, там же). Спад мастерства в позднем творчестве художника был обусловлен прогрессирующей слепотой.