Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич (14 (26) октября 1842, Череповец — 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур) — русский художник, живописец, близок к передвижникам, мастер батального жанра. В правдивых картинах на темы войны в Туркестане (1871-1874), Отечественной войны 1812 года художник (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны.

Сын помещика Василий Верещагин в учился в Морском кадетском корпусе, стал флотским гардемарином, в 1858-1859 годах служил на фрегате «Камчатка», плавал в Данию, Францию, Великобританию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 году он поступил в Петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863 году. Приехав в Париж в 1864 году, Верещагин посещал мастерскую Ж.-Л. Жерома. С симпатией он относился к Товариществу передвижных художественных выставок, участвовал в их экспозициях.

Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-1868, 1869-1870); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 (а также 1902) США, в 1901 — Филиппины, в 1902 — Кубу, в 1903 — Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изоискусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических «триумфов победителей» к натуралистически откровенным образам трагической «изнанки войны». Так, знаменитая «туркестанская серия» Верещагина (1869-1873), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, «варварство» и «садистическую жестокость» противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-1871, Третьяковская галерея), — с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, — снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-1880 пишется «балканская серия», посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878-1879, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Из последующих серий художника популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода «исторической оперы». В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).

В 1870-1890-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин . Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874). Остро чувствуя напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск». В Череповце существует дом-музей Верещагина.

Автор:  М.Н. Соколов
Источник:  «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»