Храм Василия Блаженного

Покровский собор (Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, храм Василия Блаженного; популярное, но более позднее название) — православный храм, расположенный в центре Москвы на Красной площади. Покровский собор — памятник русской архитектуры XVI века, одна из самых известных достопримечательностей России, символ Москвы и России.

Собор возведен в 1555–1561 годах повелением царя Ивана Грозного и посвящен победе — большинство его церквей построено в память о событиях Казанского похода.

Покровский собор — один из крупнейших историко-архитектурных музеев страны, широко известных не только в России, но и далеко за ее пределами. Силуэт Покровского собора узнаваем во всем мире из-за необычности архитектурной композиции, составляющей единое целое из десяти церквей. В 1928 году Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

История

Собор Покрова Богородицы, что на Рву у Фроловских (ныне Спасских) ворот был построен по повелению царя Иван IV Грозного по обету: в память о взятии Казани, штурм которой начался 1 октября 1552 года, на Праздник Покрова́. Кирпичный собор был заложен в июне 1555 года.

Строительство велось с 1555 по 1561 год. Собор строился как памятник победам в войне за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552–1554 годах. Во время войны в честь каждой победы возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные.

В летописи XVII века сказано:

«…дарова́ ему [царю] Бог дву мастеров русских по ре́клу По́стника и Ба́рму, и быша прему́дри и удо́бни таковому чу́дному делу. И по совету святительскому повеле́ им зда́ти церкви каме́нны заве́тные 8 престолов, мастеры ж божьем промыслом основа́ша 9 престолов, не яко ж пове́ено им, но яко по бо́зе разум дарова́ся им в размере́нии основании…».

Строительство собора закончено в 1561 году — его здание стало одной из самых ранних кирпичных построек в Москве. До этого времени церкви воздвигались из белого камня.

Во второй половине XVII века в книге англичанина Бернга́рда Та́ннера появилась широко известная, легенда о том, что Иван Грозный приказал ослепить строителя собора, иностранца (имена Бармы и Постника тогда уже были забыты), чтобы он не построил ничего краше. Этот романтический, но не имеющий никаких исторических оснований рассказ не раз повторяли иностранные путешественники 17 века в своих книгах о Москве.

После Октябрьской революции в 1918 году Покровский собор одним из первых был взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Первым смотрителем Собора был протоиерей Иоанн Кузнецов. В молодой голодной советской республике был не до храма, который находился в бедственном положении. В храме были выбиты стекла, протекала крыша, а зимой даже внутри некоторых церквей лежал снег.

В 1923 году было принято решение о создании в Покровском соборе историко-архитектурного музея. Первым заведующим музеем стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. С 1928 года музей «Покровский собор» представялет собой филиал Государственного исторического музея.

Реставрационные работы ведутся в соборе постоянно, тем не менее музей всегда открыт для посетителей. Он был закрыт только в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 2011 году отметивший свой 450-летний юбилей, хранит иконопись и монументальную живопись, который отражают разные этапы его существования — фрески XVI века, темперные росписи XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков и редкие памятники русской иконописи. Живописное убранство собора сформировалось в XVII веке Монументальная живопись XVIII–XIX веков, хотя и выполнена в стилистике Нового времени, но продолжает сложившуюся ранее программу росписей собора.

Архитектура и планировка храма

Архитектура Покровского собора необычна и уникальна. Собор представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей — престо́лов, посвященных святым и праздникам, тесно связанным с событиями покорения Казанского ханства. Все церкви установлены на едином основании (подклете) и объединены двумя галереями — внутренней, идущей вокруг центральной церкви, и внешней обходной галерей, идущей вокруг всех девяти церквей. С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами.

Приглашенные царем мастера Барма и Постник скомпоновали на одном основании восемь столпообразных церквей, размещенных вокруг самой высокой, девятой. Между четырьмя осевыми расположены меньшие по высоте; и те и другие увенчаны луковичными главами. Центральный храм (завершен шатром с маленькой главкой), посвященный празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом, и дал имя всему собору. Вокруг церквей была построена обходная галерея (первоначально открытая), внутри церкви соединялись сводчатыми переходами.

В 1557 году у стен строящегося собора был похоронен Ради Христа Юродивый Василий Блаженный. В 1588 году сын Ивана Грозного Федор Иоаннович приказал построить церковь над могилой святого Василия. Название церкви Василия Блаженного, пристроенной к Покровскому собору, постепенно стало вторым, народным, названием всего памятника — Собор Василия Блаженного.

Вероятно, к этому же времени относится строительство у восточного угла собора отдельно стоящей звонницы. В XVII веке собор был отремонтирован, а на месте разобранной звонницы возведен шатровый восьмерик. Тогда же собор был расписан. До наших дней храм дошел как памятник в основном двух столетий — XVI и XVII веков.

 Большие церкви

Малые церкви

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Церковь трех патриархов

Церковь Святых Киприа́на и Иусти́ны

Церковь Святого Александра Свирского

Церковь Николы Великорецкого

Церковь Святого Варлаама Хутынского

Церковь Святой Троицы

Церковь Святого Григория Армянского

Фундаменты, цоколь и детали выполнены из белого камня, а церкви выстроены из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была первоначальной окраской собора. Своеобразие облика собора — отсутствие акцентированного главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве — акцентировали его значение как памятника. До конца XVII века собор был самым высоким зданием Москвы (60 метров).

Первый уровень

Подклет

Девять церквей Покровского собора стоят на специально для них воздвигнутом стилоба́те — подкле́те («клеть» — дом). Подклет увеличивает высоту храма, объединяет множество церквей в одно целое, служит для них «надземным фундаментом».

Подклет состоит из простых по форме и конструкции помещений с очень толстыми и прочными стенами и сводами. Для циркуляции воздуха стены прорезаны вентиляционными отверстиями — про́духами.

Помещения подклета использовали для хранения ценных вещей и денежной казны, которые складывали в глубокие ниши в стенах (сохранились петли от дверей и замков). Толстые стены защищали ценности и от частых в средневековой Москве пожаров и попыток ограбления. Доступ в подклет был закрыт для простых прихожан храма — от церкви Василия Блаженного его отделяли толстые стены и железные двери.

В подклет вела узкая лестница в толще стены. По ней со второго этажа, из Покровской церкви, спускались в хранилища ценностей. Эта лестница была заложена и вновь найдена реставраторами. Сейчас по ней можно подняться на 2-ой этаж.

Придел Василия Блаженного

Почти все, что известно о жизни Ради Христа Юродивого Блаженного Василия, известно из позднего источника — «Жития Василия Блаженного». Согласно этому памятнику, Василий Блаженный совершал чудеса и считался святым еще при жизни. После смерти его могила у стен Покровского собора очень скоро стала почитаемой. В 1588 году Василий Блаженный был прославлен как местночти́мый святой.

В XVII веке в ней совершались ежедневные молебны с акафистом у раки Святого Василия. Поэтому в сознании людей Покровский собор скоро стал ассоциироваться с этой церковью и называться «Собор Василия Блаженного». Рака Василия Блаженного с сенью стоит на месте его захоронения. Мощи Василия Блаженного покоятся в земле под спудом. Рака и сень относятся к XIX веку.

По своему архитектурному исполнению Церковь Василия Блаженного — это бессто́лпный одноглавый храм, характерный для своего времени. Настенная живопись этой церкви относится к концу XIX века. Сюжеты росписей посвящены житию Василия Блаженного.

Второй уровень

Внешняя галерея

Внешняя обходная галерея (гу́льбище, от слова «гулять») тянется вокруг всех церквей собора, превращаясь то в широкую площадку, то в узкий проход. В XVI веке галерея была открытой, то есть над ней не было свода. Не было также поддерживающих свод столбов. Перекрытие построили в XVII веке, чтобы защитить галерею от непогоды. Для того чтобы парапеты выдержали тяжесть кирпичного свода, их пришлось расширить, что привело к сужению проходов галереи.

На своде XVII века сохранились два фрагмента живописи.

Самый большой фрагмент подлинной живописи XVII века, сохранившийся в неприкосновенности. На нем проведена строгая реставрация — живопись раскрыта и укреплена. Никаких тонировок и до́писей не проводилось.

Фрагмент росписи XIX века показывает то состояние, в котором собор был до реставрации. На нем сделаны зонда́жи — фрагменты слоев живописи и грунта, расчищенные для исследования.

Вторая площадка внешней обходной галереи, также как и вся галерея, первоначально была открыта и получила свод в XVII веке. Кирпичное перекрытие разобрали в 30-е годы XX века из-за ветхости и защитили площадку от осадков деревянной кровлей. Разборка свода позволила провести исследование скрытой под ним части фасада собора, которую свод превратил во внутреннюю стену. Был открыт портал, ведущий во внутреннюю галерею и украшающие его арки. Глубокий арочный проем над порталом оказался окном, освещавшим внутреннюю обходную галерею.

На стенах воссоздана фасадная живопись XVI века. Также выглядели стены церквей на других участках внешней галереи до возведения над ними свода.

Западный участок внешней обходной галереи имел особое значение — по нему проходил почти каждый, кто с крыльца поднимался в собор и шел в центральную церковь. Поэтому он особенно выделяется по своей архитектуре. Криволинейные своды, которыми перекрыты все другие участки галерей, заменены здесь плоским кирпичным перекрытием. Оно представляет собой сложную ячеистую структуру: множество маленьких квадратных сводиков из маломерного кирпича держится на сети из почти плоских арок, которые служат каркасом свода. Эта конструкция совершенно уникальна.

Пол также украшен более сложным, чем везде, узором «в розетку». На западном участке галереи воссоздана настенная живопись XVI века «под кирпич». Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Кры́льца

На второй этаж собора ведут две белокаменные лестницы в три пролета. Именно по ним в древности поднимались в Покровский собор. Особое значение имеет северная лестница, выходящая к Спасским воротам. В XVI веке эти лестницы не имели крыш. Выходя на них, прихожане оказывались под открытым небом и могли видеть всю панораму Кремля и Пожа́ра (так тогда называли Красную площадь).

Кры́льца, то есть своды, поддерживающие их столбы и украшающие шатры, были сделаны во второй половине XVII века вместе со сводами внешней обходной галереи. Живопись крыле́ц также датируется XVII веком.

На самой верхней, западной площадке северного крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились следы столбов или колонн, которые украшали вход в эту церковь. Она играла особую роль в сложной программе идеологии собора.

Каждый год в праздник Вход Господень в Иерусалим (на Вербное воскресенье) совершался крестный ход «Хождение на осля́ти» из Успенского собора Московского Кремля в эту церковь. Патриарх (а позже — митрополит) во главе процессии на лошади с привязанными холщовыми ушами символизировал Спасителя, въезжающего в Иерусалим на ослице. Покровский собор, состоящий из множества церквей и напоминающий город, становился образом Града Иерусалима.

Внутренняя галерея

Центральную Покровскую церковь окружает внутренняя обходная северная галерея. Она объединяет церкви собора и превращает их в единый памятник. По отношению к самим церквям — это скорее фасад, крытая улица в этом «городе церквей».

Во второй половине XVII века внутренняя галерея, была расписана, разнообразными цветочными орнаментами на белом фоне. Эти орнаменты символизируют светлый и цветущий райский сад, образ которого представляет собой каждый храм. Эта роспись была отреставрирована в 20-е годы XX века Е.И. Брягиным. Все утраченные фрагменты были воссозданы. Пол галереи выложен из кирпича «в елку». Здесь сохранились кирпичи XVI века — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные, реставрационные кирпичи.

Восточный участок внутренней обходной галереи огибает алтарь центральной Покровской церкви. На стенах и сводах сохранена живопись XIX века — иконное письмо (фигуры святых) и растительный орнамент.

Южный участок внутренней обходной галереи симметричен западному. Здесь также реставрирована живопись второй половины XVII века. Сегодня галереи собора освещены слюдяными фонарями XVII века. Слюда — это минерал, тонкие полупрозрачные пластинки которого использовались вместо стекол. В древности эти фонари были выносными — они крепились на древках и выносились вместе с иконами и хоругвями на крестные ходы. Галерея освещалась дневным светом из окон над арками проходов между церквями на внешнюю обходную галерею.

Южный портал (вход), ведущий в центральную церковь после реставрации оставлен не расписанным, чтобы можно было увидеть его конструкцию. Украшения порталов и другие рельефные декоративные детали в соборе в основном выложены из специально сформованных лекальных кирпичей. Детали неглубокого рельефа выполнены в технике резьбы по кирпичу.

Церкви

Центральная церковь (Церковь Покрова́ Пресвятой Богородицы) освящена в честь Покрова́ Пресвятой Богородицы — праздника, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного.

Церковь представляет собой восьмерик (8 стен), поставленный на четверик и увенчанный шатром. Переход от четверика к восьмерику осуществлен через треугольные своды — тро́мпы.

В этой церкви проведено послойное раскрытие живописи и сохранены три больших фрагмента разных эпох. Самая древняя роспись — «под кирпич и белый камень» относится к XVI веку. Она воссоздана по найденным фрагментам. Именно так первоначально выглядели все интерьеры собора. На южной стене представлены большие фрагменты масляных росписей XVIII (справа) и XIX (слева) веков — «иконное» письмо с фигурами святых.

Пол церкви выложен в XVI веке из кирпича «в шашку». Церковь освещает паникадило (люстра) XVIII века.

Иконостас Покровской церкви относится к типу рамочных иконостасов, распространенному в XVIII веке. Иконы расположены свободно (далеко друг от друга), каждая окружена собственной рамой. Место между иконами заполнено разнообразными украшениями: резными карнизами, витыми колонками, накладками. Резьбу дополняют литые позолоченные накладки. Украшения подчеркивает фон из зеленой фольги.

Все иконы иконостаса написаны в XVIII веке и поновлены в XIX века. В настоящее время части икон возвращен первоначальный облик.

Северная церковь (Церковь Святых Киприа́на и Иусти́ны) освящена 2 октября 1552 года, в день памяти Святых Киприана и Иустины, когда успешно закончился штурм Казани, начавшийся на Покров. Северная церковь — одна из четырех больших церквей собора, ее высота составляет — 20,9 м. Архитектурное решение представляет собой высокий восьмигранный столп, который вверху завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».

В 1786 году по просьбе вкладчицы Наталии Хрущёвой, давшей деньги на ее ремонт, церковь была преосвящена в честь Святых Мучеников Адриана и Наталии. В церкви Св. Киприана и Иустины полностью сохранен интерьер XVIII — XIX веков, такой, каким он был при передаче храма музею.

Архитектурные детали XVI века покрыты толстым слоем штукатурки. Масляная настенная живопись и иконы в церкви относятся к XVIII веку и посвящены Святым Адриану и Наталии. Рамочный иконостас XVIII века украшен резьбой по дереву, которая воспроизводит классический архитектурный ордер. Белокаменный пол был также настелен в XVIII веке.

В церкви представлены хоругви — иконы-знамена, которые сопровождали русское воинство в походах и участвовали в крестных ходах. На стенах этой и центральной церквей сохранились специальные крепления для хоругвей. Представленные здесь хоругви датируются XVIII веком.

Ризница. В 1680 году выше церкови Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году — единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки.

В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Северо-восточная церковь (Церковь трех патриархов). Церковь посвящена трем патриархам Константинопольским: Александру, Иоанну и Павлу Новому. В день их памяти 30 августа 1552 года, войска Ивана Грозного победили конницу крымского князя Япанчи́, шедшей на помощь Казанскому ханству, на Арском поле под Казанью.

Северо-восточная церковь — одна из четырех малых церквей собора, имеет высоту 14,9 м. Ее стены из четверика переходят в невысокий восьмерик, имеющий цилиндрический световой барабан. Церковь имеет широкий купол, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». В пятиярусном иконостасе, выполненным специально для этой церкви барочные элементы сочетаются с классическими. В церкви сохранен интерьер XIX века и единственный в соборе иконостас того же времени. Иконостас находится в процессе реставрации.

Восточная церковь (Церковь Святой Троицы) посвящена Святой Троице. Завоевав Казань, Иван Грозный крестил ее, то есть обратил в веру в Святую Троицу. Первый храм, заложенный в Казани, также был Троицким. Эта церковь имеет столпообразную форму, также как и центральная, но в ней нет четверика, восьмерик начинается от пола, покрыта она не шатром, а куполом. Восьмерик разделен на два яруса. Переходом между ними служит ряд маши́кулей. В углах расположены полуколонки, одновременно декоративные (украшающие стены) и конструктивные (укрепляющие углы).

В этой церкви не было найдено ни одного фрагмента древней живописи, что позволяет предположить, что в XVII веке она не была расписана. Точно известно, что церкви собора были побелены после пожара 1735 года.

Купол церкви украшен рельефным орнаментом в виде спирали. Это крайне редкое в древнерусском искусстве символическое изображение Бога. В церкви воссоздан древний иконостас XVI века. Такие иконостасы назывались «тябловыми» от слова «тябло» (балки с пазами, между которыми крепились иконы). Все иконы в иконостасе относятся к XVI веку. Местная икона Святой Троицы середины XVI века происходит из Покровского собора.

Паникади́ло (люстра) Троицкой церкви — старейшее в соборе, оно датируется XVI веком, выполнено русскими мастерами.

Юго-восточная церковь (Церковь Святого Александра Свирского) посвящена Святому Александру Свирскому, в день памяти которого, 30 августа, войска Ивана Грозного победили конницу крымского князя Япанчи на Арском поле. Это одна из четырех самых маленьких церквей Покровского собора, ее высота составляет 15 м. Она повторяет формы центральной церкви (восьмерик на четверике с тро́мпами) и формы церквей, расположенных по сторонам света (маши́кули и купол). В ней есть и неповторимая деталь: декоративная арка с маленькими арочками внутри. Так, сочетая повторяющиеся и уникальные детали, зодчие добивались чувства единства всех церквей и разнообразия.

Интерьер церкви полностью восстановлен на XVI век. Воссоздана настенная роспись «под кирпич», тябловый иконостас, кирпичный пол «в елку».

Икона Святого Александра Свирского (самая правая в нижнем ряду) относится к XVII веку. В нижней части иконостаса можно видеть подвесные пелены — ткани, которые закрывали низ иконостаса под иконами. На пелена́х изображен традиционный для них сюжет — Крест Голгофский.

Южная церковь (Церковь Николы Великорецкого) освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Освящение церкви сложилось позже других. Эта чудотворная икона была привезена в Москву для поновления после пожара, в котором она чудом уцелела, из Хлынова, который, после крещения Казани был присоединен к Казанской Епархии. Таким образом получилось, что это первая чудотворная икона, прославившаяся в только что крещенном Казанском крае.

В этой церкви полностью сохранен интерьер XVIII века. Настенная живопись и надписи повествуют об истории принесения иконы Николы Великорецкого в Москву и о крестном ходе, который до конца XVII века ежегодно совершался в эту церковь из Кремля. Роскошный рамочный иконостас украшен резьбой и растительным орнаментом в редкой технике тиснения по левка́су. Белокаменный пол церкви был также уложен в XVIII веке. Под ним реставраторы обнаружили фрагмент дубового настила «в шашку» XVI века.

В XVIII веке культ Николы Великорецкого был забыт. Поэтому в качестве местной иконы мастера поместили в иконостас икону Николы Зарайского. В музее хранится икона Николы Великорецкого XVII века.

Юго-западная церковь (Церковь Святого Варлаама Хутынского) — одна из четырех меньших церквей собора, ее высота составляет 15,2 м. Новгородский святой Варлаам Хутынский считался особым покровителем княжеской фамилии. Великий князь Василий III (отец Ивана Грозного) перед кончиной постригся в монахи под именем Варлаам. Икона Варлаама Хутынского представлена на выставке в ризнице собора.

Церковь в своем основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Для устройства прохода между малой церковью и центральной — церковью Покрова Пресвятой Богородицы была нарушена симметрии в построении храма. Четверик переходит в невысокий восьмерик. Свод перекрывает цилиндрический световой барабан. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века.

Западная церковь (Церковь Входа Господня в Иерусалим) освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Иерусалим ассоциировался с Градом Небесным, с раем, войти в который должен был стремиться и сам православный царь Иван Грозный, совершая дело крещения Казани.

Это одна из четырех больших столпообразных церквей, расположенных по сторонам света. Она представляет собой двух-ярусный восьмерик и перекрыта куполом. Интерьер украшен тонкими карнизами и аркадой. Убранство церкви отличается торжественным характером. В этой церкви также, как в восточной церкви Троицы, не найдено следов живописи XVI — XVII веков.

Стены церкви прошли строгую архитектурную реставрацию на XVI век. Они были освобождены от слоев поздней штукатурки, скрывавших детали декора. Докомпоновка утраченных фрагментов кирпича не проводилась намеренно. Над северной дверью сохранен след от снаряда, попавшего в собор в 1917 году во время обстрела Кремля.

Иконостас церкви Входа Господня в Иерусалим происходит из Собора Александра Невского Московского Кремля. Его декор состоит из резьбы по дереву и оловянных литых позолоченный накладок, расположенных на фоне зеленой фольги.

В церкви представлены три иконы:

Уникальный образ Александра Невского с 33 клеймами. В среднике изображен святой князь в монашеском одеянии. Вокруг расположены сцены его жития, включая исторические сюжеты битв, и чудеса от иконы Александра Невского после его кончины. Икона была написана в XVII веке.

Икона «Вход Господень в Иерусалим» датируется концом XVI века. Деисус относится к середине XVII столетия.

Подвесная пелена «Спас Нерукотворный», по легенде, шитая дочерьми князя Дмитрия Пожарского для церкви Гре́бневской Божьей Матери на Лубянке в начале XVII века.

Северо-западная церковь (Церковь Святого Григория Армянского) освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении. День памяти Святого Григория Армянского — 30 сентября 1552 года. В этот день войска Ивана Грозного взяли Арскую башню Казанской крепости.

В 1787 году, по просьбе вкладчика Ивана Кислинского, церковь была освящена в честь Иоанна Милостивого. В церкви восстановлен интерьер XVI — XVII веков. Воссоздан древний тябловый иконостас. Расположение икон отражает смещение алтаря от центральной оси церкви, что связано с необходимостью вписать церковь в сложный план собора. Интерьер освещает большое эмалевое кадило, сделанное в XIX веке в стиле XVII столетия. Перед иконостасом расположены расписные подсвечники «Тоща́я свеща́» XVII — XIX веков. В витрине показаны образцы священнического облачения XVII века: стиха́рь и фело́нь. В церкви выставлена слюдяная око́нчина — выносной фонарь XVII века.

Источник:  «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»