Красная площадь
Под стенами Московского Кремля с его северо-восточной стороны издревле находилось жилое предместье – посад с пристанями и торгом. В конце 15 в. на московском посаде в непосредственной близости от стен Кремля разразился сильнейший пожар, во время которого выгорели почти все постройки. В народе это место еще долго называли Пожаром. В 1534–1538 посад был укреплен мощными оборонительными сооружениями – земляным валом и каменными стенами. Эта новая крепость получила название Китай-города. Важнейшей частью Китай-города стала торговая площадь на Пожаре. Название Красной, т.е. красивой, она получила в 17 в., и в 1688 это название было закреплено особым царским указом. С городом площадь соединяли три улицы – Никольская, Ильинская и Варварская. Никольская начиналась от Никольских ворот Кремля, а Ильинка и Варварка расходились от участка между Спасскими воротами и Лобным местом. Границы площади очерчивались с запада кремлевской стеной и рвом перед ней, с востока – Торгом, с севера ее ограничивали Воскресенские ворота, а с юга – небольшой холм, на котором в 16 в. был возведен знаменитый собор Покрова на рву.
Древнейшим сооружением на Красной площади было т.н. Лобное место, установленное на крестце (развилке) против Спасской башни Кремля. Впервые оно упоминается в 1547. Первоначально Лобное место имело вид деревянного помоста, с которого оглашались царские указы. В 1597–1598 оно было перестроено в камне.
Одним из первых крупных сооружений, поставленных на посаде и ставших важнейшей архитектурной доминантой площади, стал Покровский собор, сооруженный в 1555–1561 по заказу царя Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством. В том, что столь значительное сооружение было возведено не в Кремле, а на посаде, выразилась нелюбовь царя к боярской аристократии. Покровский собор представляет собой девять самостоятельных церквей, поставленных на едином основании. Посвящение церквей по преимуществу связано с событиями Казанского похода. Изначально в архитектуре собора была заложена идея храма-города, или Небесного Иерусалима, что и обусловило его сложное композиционное построение. Зодчие Барма и Постник, строившие собор, поставили перед собой задачу вписать храм в ансамбль площади, юго-западную сторону которой ограничивала кремлевская стена. Они основали композиционную связь Покровского собора с Кремлем на сходстве башнеобразных приделов с крепостными башнями. В 1588 в северо-восточном углу Покровского собора над могилой московского юродивого Василия Блаженного возвели еще один придел. Его название постепенно перешло на весь собор, который больше известен как собор Василия Блаженного . В 17 в. строгий облик храма претерпел существенные изменения: звонницу превратили в шатровую колокольню, галерею-гульбище и лестницы покрыли сводами, шлемовидные главы заменили вычурными фигурными главками. Декоративные детали, дополнившие архитектуру собора, вновь оказались созвучными надстроенным в это же время башням Кремля, которые были увенчаны шатрами и украшены многочисленными декоративными деталями. В конце 16 в. противоположная Кремлю сторона площади была ограничена рядом выстроенных здесь каменных лавок. Теперь площадь делилась на три части: с юга, между Покровским собором и Москвой-рекой находились постройки, связанные с пристанью и перевозом. С северной стороны располагались административные учреждения, а также царский зверинец и аптекарские огороды. Центр Красной площади предназначался для проведения торжественных религиозных церемоний. На протяжении 17 в. правительство неоднократно издавало указы, запрещавшие на площади торговлю с рук и лотков, в которых выразилась тенденция превратить Красную площадь в официальную парадную площадь столицы.
В 17 в. северная сторона площади близ Воскресенских ворот получила свою архитектурную доминанту – здание Казанского собора. Храм был построен на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами. С архитектурной точки зрения он представлял собой кубическую постройку, перекрытую сомкнутым сводом. Собор охватывала галерея, заканчивавшаяся шатровой колокольней у северо-западного угла и приделом Аверкия Иерапольского у северо-восточного. В советское время (1925–1933) храм был отреставрирован по проекту П.Д.Барановского, одного из лучших архитекторов-реставраторов, что не помешало правительству в 1936 принять решение о его уничтожении. В 1989 храм был воссоздан по сохранившимся обмерам.
В конце 17 в. рядом с Казанским собором появились здания Государева Монетного двора и Главной аптеки, которая располагалась на месте нынешнего Исторического музея. В этот же период высотное завершение в виде двух башен под шатром получили двухпролетные Воскресенские ворота, которые приобрели значение парадного въезда в Китай-город (снесены в 1931, восстановлены вместе с Иверской часовней в 1996). Башнеобразные завершения ворот, Монетного двора и Главной аптеки образовали в северной части площади законченный живописный ансамбль, вертикали которого перекликались со столпами Покровского собора. В настоящее время первоначальный корпус Монетного двора находится во дворе здания, выстроенного в 1732–1740 архитектором П.И.Гейденом. Проездная арка этого здания украшена богатой белокаменной резьбой и полихромными изразцовыми фризами.
В 18 в. столица русского государства была перенесена из Москвы в Петербург. Однако Красная площадь не потеряла своего парадного значения. Для коронации все императоры и императрицы приезжали в Москву. Их торжественный въезд в древний город осуществлялся через Воскресенские ворота и Никольскую башню. В середине 18 в. на Красной площади в реконструированном здании Главной аптеки временно был размещен основанный М.В.Ломоносовым университет. С 1786 по 1810 в Москве работал итальянский архитектор Джакомо Кваренги . Его авторству приписываются двухэтажные корпуса новых Торговых рядов, включивших в себя древние и охвативших весь периметр площади. В 1804 Красная площадь была вымощена булыжником.
Новая страница в истории Красной площади связана с началом 19 в., когда после событий 1812 в Москве развернулась бурная строительная деятельность. В 1812 от взрыва, устроенного наполеоновскими солдатами, рухнули Торговые ряды вдоль рва. Восстановительные работы были поручены О.И.Бове . Согласно его проекту, были уничтожены торговые лавки вдоль рва, на северной и южной стороне площади. Бове сохранил старое здание торговых рядов напротив Кремлевской стены, которое получило новый архитектурный облик, и создал приземистое, словно распластанное по земле горизонтально вытянутое здание, стоящее на сквозной аркаде. Углы и центр композиции были оформлены павильонами с портиками. Горизонтальные линии новых торговых рядов создавали выразительный контраст к высотным акцентам кремлевских башен, а плоский купол центрального павильона перекликался с куполом возвышающегося над кремлевской стеной казаковского Сената. Этот прием позволил Бове зрительно фиксировать композиционную ось огромного пространства площади. Перед центральным портиком здания, по этой оси, был установлен памятник К.Минину и Д.Пожарскому работы скульптора Мартоса . Жест Минина указывал на «алтарь России» – Кремль. На современное место перед собором Василия Блаженного памятник был перенесен в 1930.
Следующий этап формирования ансамбля Красной площади связан с концом 19 в. В этот период на месте Главной аптеки появилось здание Исторического музея, а на месте торговых рядов О.И.Бове – Верхние и Средние торговые ряды (ГУМ), выстроенные с применением новых материалов – железобетона и металлического каркаса. Автором проекта Исторического музея стал архитектор В.О.Шервуд. Согласно концепции музея, разработанной историками И.Е.Забелиным и А.С.Уваровым, здание было выдержано в формах архитектуры 16 в., что по замыслу историков должно было позволить ему органично войти в ансамбль Красной площади и соответствовать расположенному на противоположной стороне площади Покровскому собору. Общая объемная композиция здания музея симметрична. В ней выделены два главных фасада, один из которых обращен к Красной площади. Обильный декор, использующий мотивы декоративного убранства Покровского собора и кремлевских башен, выполнен в «русском стиле», основанном на использовании мотивов русской архитектуры 16–17 вв. (наличники, арочные проемы с висячими «гирьками», шатровые башенки, крыши с высокими гребнями и т.д.). Верхние торговые ряды строились в 1889–1893 архитектором А.Н.Померанцевым и инженером В.Г.Шуховым. Они представляют собой огромный пассаж с тремя линиями галерей, освещенных верхним светом. В конце 19 в. это было крупнейшее в Европе торговое здание. Его структура предельно рациональна и строго функциональна. Фасады отражают поэтажное деление здания, три высокие четырехскатные крыши соответствуют трем обширным залам. Декор фасадов также выполнен в «русском стиле». Здание Средних торговых рядов в эти же годы строил архитектор Р.И.Клейн. Вместе с Верхними рядами оно составило северо-восточный фронт площади. Клейн в большей степени подчеркнул вертикальное членение фасадов своего сооружения. Эта композиционная особенность, а также меньшая перегруженность фасадов декором сообщили постройке более цельный характер. В начале 20 в. ансамбль зданий в «русском стиле» на Красной площади был дополнен зданием Городской думы (архитектор Д.Н.Чичагов).
Следующий этап формирования ансамбля Красной площади связан с советским периодом истории России. Красная площадь и Кремль стали символами победившей революции. Само название площади было переосмыслено в связи с революционной символикой. С 1918 здесь стали регулярно проводить парады и демонстрации трудящихся. В 1924, сразу после смерти В.И.Ленина, на площади возвели деревянный мавзолей, сохранявший «нетленное» тело вождя революции. В 1929–1930 архитектор А.В.Щусев выстроил новое здание мавзолея в соответствии с эстетикой конструктивизма. Несмотря на ступенчатый объем, мавзолей кажется каменным монолитом благодаря спокойным пропорциям и преобладающим в композиции горизонтальным линиям. Щусев разместил мавзолей по поперечной оси Красной площади, когда-то умело выявленной О.И.Бове и связавшей купол Сената и центр Торговых рядов. Объемное решение, выбор строительных материалов и цветовое решение (красный, серый и черный гранит) позволили вписать мавзолей в ансамбль древних зданий Красной площади. В 1930-е годы по сторонам мавзолея возвели гранитные трибуны, на которых во время торжественных церемоний размещалось советское правительство. В это же время взамен булыжника площадь покрыли брусчаткой.