Московский Кремль
Московский Кремль - средневековая крепость в центре Москвы, в 12–18 вв. служившая резиденцией московских князей, царей и церковных иерархов, а с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства.
История
История Московского Кремля тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. В 12 в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. Первую деревянную крепость-кремль (от греч. «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156 по повелению князя Юрия Долгорукого. Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении р.Неглинной в р.Москву должен был защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний Кремль занимал небольшую территорию ок. 3–4 га. Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.
Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору.
При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белокаменные (1366–1368), и Кремль стал первым каменным градом Московского государства. Известно, что новые укрепления имели шесть проездных башен и три глухих круглых угловых башни. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров. В 1365 вблизи нынешних Спасских ворот глава Русской православной церкви митрополит Алексий основал Чудов монастырь. В этот же период на месте современного Большого Кремлевского дворца выстроили великокняжеский терем. В 1393 по заказу вдовы Дмитрия Донского в системе дворца была заложена каменная церковь Рождества Богородицы. Остатки этого дворцового храма являются материальным свидетельством о самой древней фрагментарно дошедшей до нашего времени каменной кремлевской постройке. В 1407 вдова Дмитрия Донского, принявшая постриг под именем Евдокии, основала женский Вознесенский монастырь с соборным храмом Вознесения, расположившимся непосредственно вблизи Чудова.
В 15 в. в Кремле появилось большое количество белокаменных и кирпичных построек, среди которых были и жилые палаты. Подавляющее большинство этих сооружений разобрали или перестроили в 16–17 вв. Кардинальная реконструкция Кремля была предпринята великим княземИваном III. Сильное правительство молодого Московского государства, освободившегося от подчинения Золотой Орде, начало строительство нового монументального Кремля. К перестройке великокняжеской резиденции были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля в соответствии с требованиями европейского фортификационного строительства. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь. На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты Аристотель Фьораванти возводит пятикупольный Успенский собор (1474–1479). В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – великокняжескую домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489) на митрополичьем дворе. На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец. Некоторое представление о нем может дать сохранившаяся Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих князей московских. В 1505–1508 был построен Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. В 16 в. продолжается строительство новых храмов, отстраиваются здания административного аппарата – Приказы на Ивановской площади.
В начале 17 в., во время польско-шведской интервенции, Кремль подвергся разорению. Особенно пострадал царский дворец. На его месте спешно выстроили новые деревянные хоромы, которые дважды уничтожались пожарами, в 1613 и 1626. Самым сильным был пожар 1626, и после него московское правительство приняло решение строить в Кремле преимущественно каменные дома. В 1635–1636 царь Михаил Федорович Романов на древнем каменном основании царских палат выстроил Теремной дворец, который впоследствии занял ведущее место в обширном комплексе дворцовых построек. В 1642 строительные работы начались на территории патриаршего двора. Все деревянные здания двора заменили каменными и соединили между собой переходами и лестницами.
Следующий этап работ на патриаршем дворе связан с именем патриархаНикона. Разобрав несколько древних построек, Никон возвел на их месте церковь апостола Филиппа, к которой с западной стороны пристроил трехэтажные палаты для жилья и приказов. Этот комплекс получил название Патриаршего дворца. В 1680–1681 церковь апостола Филиппа переименовали в церковь Двенадцати апостолов.
В середине 17 в. на дворе царского тестя Милославского появились роскошные палаты, впоследствии названные Потешным дворцом. Все кремлевские башни в этот период были надстроены и получили шатровые завершения, значительно изменившие силуэт городского центра.
В 18 в. Кремль приходит в запустение в связи с переносом столицы в Петербург. Лишь редкие приезды царей в Москву для коронации способствовали спешному ремонту обветшавших дворцов и строительству временных коронационных сооружений. В 1702 Петр I начал в Кремле строительство Арсенала, затянувшееся почти на 35 лет. В 1737 Кремль пострадал от большого пожара, в котором сгорели многие древние постройки, однако еще больший урон древние сооружения потерпели при Екатерине II. В 1767 императрица заказала архитектору В.И.Баженовупроект нового Большого Кремлевского дворца. Осуществление грандиозного баженовского замысла требовало сноса многих старых построек, что и было частично осуществлено: были снесены Тайницкая и первая Безымянная башня, корпус приказов, Мастерская и Оружейная палаты. В 1773 состоялась закладка дворца. Однако уже через два года работы прекратили из-за отсутствия средств и в связи с изменившимися вкусами и настроениями императрицы. В самом конце 18 в. вновь вернулись к мысли о благоустройстве Кремля Теперь все работы были поручены зодчему М.Ф.Казакову. Архитектор создал в Кремле для правительства здание Сената и дополнил постройками в древнем, «готическом» вкусе ансамбль Чудова монастыря. «Готическую» линию М.Ф.Казакова поддержали архитекторы К.Росси и А.Н.Бакарев в созданной ими Екатерининской церкви Вознесенского монастыря. Архитектор И.В.Еготов недалеко от Троицких ворот возвел здание Оружейной палаты, которая стала первым российским музеем, посвященным русской истории.
Начало 19 в. ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812, после того как Москва по приказу М.И.Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.
Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы. На сей раз оно вдохновлялось идеями «самодержавия, православия и народности», проводником которых стал архитектор К.Тон. На месте древних царских хором Тон возвел новое огромное здание Большого Кремлевского дворца. На месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни по проекту Тона снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили новое здание Оружейной палаты, составившей с новым дворцом единый комплекс. В начале 20 в., после октябрьского переворота 1917, Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти советов. Во время боев от артиллерийского обстрела пострадали некоторые башни и храмы. Снарядами были повреждены церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Благовещенского собора, главы теремных церквей.
В 1918 в Кремль переехало советское правительство во главе с В.И.Лениным. В здании бывшего Сената разместились учреждения Совета Народных Комиссаров. Кавалерские корпуса были приспособлены для квартир членов правительства. По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера. Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК. Разобрали церковь Константина и Елены, церковь Благовещения на Житном дворе, храм Спаса на Бору. В 1937 все башни Кремля вместо завершения в виде двуглавого орла получили пятиконечные звезды из рубиново-красного стекла. В 1959 на месте снесенного еготовского здания Оружейной палаты заложили фундамент нового советского дворца для проведения партийных съездов. Открытие этого здания, выполненного из стекла и бетона, состоялось в 1961. В настоящее время Кремль по-прежнему выполняет роль правительственной резиденции и является одним из крупнейших архитектурных и художественных музеев-заповедников.
Стены и башни Кремля
Строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля началось в 1485. Руководили работами приглашенные из Северной Италии архитекторы и строители: Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Антон Фрязин. Новые стены возводили, не разбирая старых и не изменяя их направления. Только в северо-восточной части стена была спрямлена, и тем самым увеличена территория крепости, которая составила 28 га. Первой, внизу на подоле, Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня. Внутри башни был устроен колодец. С помощью тайного хода из Москвы-реки он наполнялся водой. От Тайницкой башни начали возведение стен наиболее опасной южной стороны Кремля. В 1487 заложили угловую Беклемишевскую башню, а в 1488, со стороны Москвы-реки – угловую Свиблову. К 1490 возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Весь южный участок стены был выложен по линии, повторяющей изгибы Москва-реки. Изломы стены способствовали лучшему обзору местности, а также позволяли вести прицельный огонь по нападающим. Вершину каждого излома отмечала башня.
Строительство крепости приобрело новые масштабы, когда в 1490 в Москву приехал один из лучших итальянских архитекторов, Пьетро Антонио Солари. Под его руководством с западной стороны заложили проездную Боровицкую башню, снабженную удобными сходами к р.Неглинной. Затем итальянский архитектор надстроил угловую Беклемишевскую башню. Ей отводилась особая роль в обороне крепости. Она первая принимала на себя удары врагов, поскольку рядом находился удобный брод через Москву-реку. От этой башни вверх по склону были поставлены три проездные башни – Константино-Еленинская, Спасская и Никольская, а также две глухие – Набатная и Безымянная.
Спасская башня была парадной. Ее проездные ворота связывали Кремль с Красной площадью, и поэтому она получила наиболее импозантное оформление. В 17 в. на ней были установлены часы, замененные в 18 в. ныне существующими курантами. Строительство могучей угловой шестнадцатигранной Собакиной башни, расположенной на вершине самого острого угла кремлевского треугольника, было последней работой Солари (ум. 1493). Башня строилась «по новой основе», т.е. за пределами Кремля времени Дмитрия Донского, на месте, где был обнаружен родник.
После смерти Солари строительство возглавил в 1495 Алевиз Новый. На его долю выпало проведение сложных работ по осушению болотистого берега р.Неглинной. В 1516 вдоль восточной стены крепости, где ныне находится Красная площадь, по его проекту был вырыт ров, выложенный белым камнем, края которого украсили невысокой стенкой с зубцами. Со стороны Москвы-реки также была сооружена дополнительная стенка, которая предохраняла фундаменты стен и башен от размыва водами реки. В центре западной стены поставили проездную Троицкую башню – самую высокую в Кремле. К Троицким воротам через Неглинку перебросили каменный мост на девяти арках. Кроме Троицкой на западной стороне были построены еще три глухие башни – Граненая, Колымажная и Конюшенная.
Всего по периметру Кремля было поставлено 18 башен. По конструкции они делились на проездные, глухие и угловые. Круглые башни благодаря своей форме хорошо противостояли разрушительной силе пушечных снарядов и служили для круговой обороны. Проездные башни (их 6) ставились там, где к Кремлю подходили стратегические дороги. Расстояние между башнями было рассчитано на расстояние выстрела. Каждая башня представляла собой самостоятельную крепость, в глубоких подвалах которой хранились боеприпасы. Наземная часть башен делилась на этажи. Верхняя часть имела бойницы навесного боя – машикули, а также бойницы для ведения подошвенного, среднего и верхнего боя. Проездные ворота закрывались мощными створами, а проезды в воротах – металлическими решетками – герсами. У каждой проездной башни был подъемный мост, поднимавшийся в случае опасности. Для возведения стен и башен Кремля применялся хорошо обожженный красный кирпич. Однако он использовался лишь для облицовки. Забутовка между лицевыми кирпичными сторонами делалась из белого камня. Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 м, а толщина – от 3,5 до 6,5 м. Высота двурогих зубцов-мерлонов в форме ласточкина хвоста – 2–2,5 м. В толще стен шел сквозной коридор.
Кремлевская крепость без заметных переделок просуществовала до 17 в., когда башни получили новые шатровые завершения и были украшены причудливой белокаменной резьбой. Близ Спасской башни на стене построили небольшую беседку под шатром, получившую название Царской башенки. По всей видимости она предназначалась для размещения в ней набатного колокола. В 1772 все башни и стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями были разобраны в связи с планировавшейся постройкой Большого Кремлевского дворца. Когда от проекта В.И.Баженова отказались, принялись за восстановление этого участка. Эту работу осуществил М.Ф.Казаков. Значительный урон стенам и башням был нанесен французскими войсками в 1812. По приказу Наполеона была взорвана угловая Водовзводная башня. В 1817 под наблюдением архитектора О.И.Бове ее построили заново. Несмотря на то, что в ее декор внесли немало деталей в стиле классицизма, она прекрасно вписалась в ансамбль. От взрыва пострадала и Никольская башня. Ныне существующее декоративное оформление башни в готическом стиле выполнено в 1816.
Соборы и церкви
Успенский собор
(1475–1479). Главный собор Московского государства был выстроен итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти. Перед итальянским зодчим была поставлена задача возвести собор по образцу древнего Успенского собора во Владимире. Сохранив внешние особенности пятиглавого трехнефного православного храма, Фьораванти внес в его архитектуру ряд индивидуальных черт, объясняемых воздействием эстетики итальянского Ренессанса. Прежде всего она ощущается в совершенной симметрии постройки. В плане храм делится на одинаковые квадратные ячейки, перекрытые крестовыми сводами. Соответственно фасад здания составлен из одинаковых простенков прясел, разделенных вертикальными выступами-лопатками. Вытянутые узкие окна расположены точно по оси каждого прясла. Аркатурно-колончатый пояс, заимствованный из архитектурного декора Владимирского собора, проходит ровно по середине высоты стен храма. Апсиды собора архитектор сделал узкими как пеналы, но слабо выступающими из тела здания. Снаружи они скрыты дополнительными лопатками. Этот прием придал архитектуре храма, построенного из крупных блоков белого известняка, редкую цельность и строгость. В интерьере вместо привычных крещатых столбов использованы круглые колонны, которые наряду с равной высотой сводов создавали впечатление зального пространства, нового для русской архитектуры.
С момента своего основания Успенский собор служил местом, где проходили торжественные церемонии «вокняжения», венчания на царство, а с 18 в. – коронования императоров. Кроме того, храм имел статус митрополичьего собора, в соответствии с которым здесь же совершались ритуалы возведения в сан высших церковных иерархов.
Со строгим внешним обликом контрастирует богатство внутреннего убранства. Собор впервые был расписан в конце 15 в. Известно, что в этой работе принимал участие знаменитый иконописец Дионисий. От этой древней росписи сохранилось лишь несколько композиций в алтарной части собора и фигуры преподобных, украшающих каменную алтарную преграду перед иконостасом. Эту живопись отличает нежность цвета, плавность контуров, утонченность пропорций. Существующая роспись появилась в соборе в 1642–1643. К работе над новой стенописью было привлечено множество (более 150) иконописцев из разных городов. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин, Сидор Поспеев и др. На сводах Успенского собора размещены композиции на темы двунадесятых праздников. В верхней части северной и южной стен также иллюстрируются евангельские сюжеты – притчи. В третьем ярусе начинается повествование о земной жизни Богородицы. Во втором ярусе располагаются композиции на тему Акафиста Пресвятой Богородице – торжественных песнопений, посвященных Богоматери, а в самом нижнем ярусе – изображения семи вселенских соборов, на которых вырабатывалась догматика Православной церкви. На западной стене по традиции помещена грандиозная сцена Страшного суда.
Иконостас Успенского собора, полностью скрывающий от взглядов алтарную часть храма, был создан в 1653 по заказу патриарха Никона. Он состоит из пяти ярусов, в которых размещены шестьдесят девять икон, написанных шестнадцатью иконописцами. Деисусный чин (ярус) иконостаса включает изображения двенадцати апостолов. Такой тип, получивший название «апостольского деисуса» и воспроизводивший греческие образцы, был введен на Руси патриархом Никоном. Поля и фоны икон были покрыты тиснеными серебряными пластинами – басмой. Однако существующая басма выполнена по образцу древней в 1881–1883. Местный, самый нижний ряд иконостаса состоит из наиболее чтимых икон. Справа от Царских врат находится икона «Спас Златая Риза». По преданию образ Спаса был вывезен из Новгорода Иваном Грозным. Доска этой иконы датируется 11 в. Однако древней живописи на ней не сохранилось. В 17 в. царский иконописец Кирилл Уланов написал образ заново в соответствии с иконографией древнего подлинника. С этой иконой было связано предание о наказании Христом императора Мануила. В 1655 Никон, провозглашавший верховенство духовной власти над светской, поставил ее на почетное место справа от Царских врат. Рядом со «Спасом Златая Риза» находится храмовая икона собора – «Успение Богоматери», созданная около 1479. Над дверью, ведущей в Дмитровский северный придел, находится знаменитая икона «Спас Ярое око» (14 в.), написанная еще для собора времени Ивана Калиты и получившая свое название из-за сурового взгляда Спасителя. Слева от Царских врат располагается образ Владимирской Богоматери (1514), относимый по стилю живописи к кругу Дионисия. На месте этой иконы некогда стояла древняя чудотворная Владимирская, переданная в 1918 на хранение в Третьяковскую галерею.
Сегодня многочисленные иконы, исторически принадлежавшие Успенскому собору, располагаются, кроме иконостаса, в отдельных стеклянных витринах и в боковых пристенных иконостасах. Из них древнейшая икона «Святой Георгий» датируется концом 11 в. Эта икона также происходит из Новгорода, где она находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Одна из самых интересных икон на южной стене – «Митрополит Петр с житием», предположительно написанная Дионисием. Митрополит Петр, благословивший князя Ивана Калиту возвести первый белокаменный собор (Успенский собор), стал первым прославленным московским святым. На одном из клейм иконы изображена церемония закладки древнего Успенского собора, во время которой митрополит Петр указал место своего будущего захоронения в алтаре.
У южной стены собора вблизи иконостаса находится резное деревянное сооружение – т.н. Мономахов трон, или царское моленное место. Оно было сделано в 1551 для первого русского царя Ивана Грозного вскоре после его венчания на царство. Рельефы трона иллюстрируют легенду о походе Владимира Мономаха на Византию, закончившемся поражением греков. Император в знак признания победы русского князя прислал ему в дар царские инсигнии (символы власти) – шапку Мономаха и оплечье-бармы. Легенда использовалась первым русским царем для доказательства своего права на царскую корону. У северо-восточного столба стоит еще одно деревянное резное моленное место. Оно появилось в Успенском соборе в 17 в. Его перенесли из домовой церкви цариц для первой жены Алексея Михайловича Романова – Марии Ильиничны из рода Милославских. До этого момента царицы не посещали служб в Успенском соборе. В сердцевидных кокошниках, венчающих сооружение, помещены сцены Рождества Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи. Они служили своеобразным молением о продолжении царского рода. К юго-восточному столбу примыкает каменное патриаршее место (первоначально митрополичье), созданное для главы русской церкви одновременно с собором.
В 1624 в юго-западном углу Успенского собора был установлен медный ажурный шатер, отлитый русским мастером Дмитрием Сверчковым. Шатер предназначался для хранения плащаницы (шитого покрова с изображением Положения Христа во гроб, использовавшегося в богослужении Страстной седмицы). Здесь же хранилась драгоценная реликвия – частица Ризы (одежды) Христа, которая была подарена русскому царю иранским шахом Аббасом. В 1913 в шатер поместили раку с мощами канонизированного в том же году патриарха Гермогена, который прославился непримиримым отношением к польским интервентам, захватившим Кремль в начале 17 в., и принял от них мученическую смерть.
Митрополичий Успенский собор изначально служил также местом погребения русских святителей, митрополитов и патриархов. Надгробные памятники русским иерархам располагаются вдоль стен по периметру храма. Белокаменные надгробницы указывают место захоронения. Сами захоронения находятся под полом собора. За иконостасом в Петропавловском приделе находится гробница митрополита Петра. В 15 в. мощи митрополита находились в золотой раке, которая исчезла во время польско-шведской интервенции 17 в. Новую раку сделали из серебра, но и она была украдена в начале 19 в. солдатами Наполеона. В настоящее время мощи святого митрополита Петра покоятся в серебряной раке под бронзовым балдахином, выполненными в 1819. Рака св. Ионы, первого русского митрополита, поставленного собором русских епископов, стоит в северо-западном углу храма. Она была создана в 1585 по заказу сына Ивана Грозного, царя Федора. Медная сень над ней отлита в 1803. В юго-восточном углу собора находится сделанная из кипариса рака святого митрополита Филиппа (Колычева). Обличавший царя Ивана Грозного за его злодеяния митрополит Филипп был задушен по приказанию царя в Тверском монастыре. Мощи его привезли и тожественно поместили в Успенском соборе при патриархе Никоне в 17 в.
Архангельский собор
(1505–1508). Это второй по значению храм Московского государства. Как и Успенский собор, он построен на месте древнего храма времен Ивана Калиты. Строил собор итальянский зодчий Алевиз Новый, приехавший в Россию из Венеции. Итальянскому архитектору удалось органично соединить в архитектуре собора черты древнерусского зодчества с новшествами итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Архангельский собор представляет собой большой шестистолпный крестово-купольный храм, увенчанный традиционным русским пятиглавием. Стены храма подчинены ордерным членениям. Профилированные карнизы делят фасады собора на два горизонтальных яруса, а пилястры, украшенные пышными капителями, задают им вертикальный ритм. Внешний облик храма сочетает в себе строгость ордерных членений с обилием декоративных деталей. Полукружия закомар заполнены огромными резными раковинами. Северный и западный входы обрамлены белокаменными резными порталами. Первоначально собор не был полностью побелен, как сегодня. Красный цвет кирпичных стен в сочетании с белокаменными архитектурными деталями придавал собору красочность и нарядность.
Кроме своего основного назначения соборной церкви св. Михаила Архангела, храм уже с 14 в. выполняет и другую функцию: он становится местом упокоения московских князей – княжеской усыпальницей. Когда в начале 16 в. было начато строительство нового храма, белокаменные княжеские гробы перенесли в церковь Иоанна Лествичника; но как только храм возвели до сводов, их торжественно вернули в собор, опустив в специально приготовленные под полом собора «склепы», выложенные кирпичом. Поверх склепов устроили надгробия, облицованные белокаменными плитами, украшенными резьбой. Всего в соборе 46 гробниц, расположенных по периметру храма. Южная сторона считалась более почетной для захоронения; вдоль нее стоят гробницы великих князей. Западная и северная стены были предназначены для размещения захоронений удельных князей. Великие князья Василий Васильевич Темный II, Иван Васильевич III и Василий Иванович III были погребены на солее храма, вблизи алтаря. Сын Василия III Иван Грозный, первый русский венчанный царь, приготовил для себя еще при жизни особую усыпальницу в юго-восточном предалтарии, диаконнике. Волею судеб первым в ней был погребен его старший сын Иван, а несколько позднее сам Иван Васильевич и его младший сын Федор. В начале 17 в. на российский престол взошла новая династия – Романовы. Стремясь подчеркнуть законность перехода власти от Рюриковичей к Романовым, они также избрали Архангельский собор местом захоронения, располагая новые гробницы у юго-восточного и северо-восточного столбов. Кроме княжеских и царских гробниц, в соборе находятся две раки. Одна из них – рака с мощами святого князя Михаила Черниговского, принявшего мученическую смерть от татар. Еще недавно она находилась в недоступном для посетителей месте – в алтаре храма. Сегодня деревянная рака 17 в. установлена в соборе у северной стены. На ее крышке помещено иконописное изображение князя Михаила. Вторая рака хранит мощи последнего Рюриковича, невинно убиенного младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия Угличского. В 1606, когда останки царевича привезли из Углича, раку поместили с внутренней стороны юго-восточного столба. В 1638 над ней возвели белокаменную, украшенную резьбой сень и оградили литой решеткой. Мощи царственного младенца стали главной реликвией княжеского собора-усыпальницы.
Ежедневно в Архангельском соборе совершались заупокойные литургии и панихиды «по царским сродникам». В великокняжеской семье было принято перед особенно опасными предприятиями просить молитвенной помощи у своих умерших предков. Так, Дмитрий Донской молился у гробов своих прародителей перед походом на Куликово поле. Самодержцы посещали Архангельский собор также на Страстной и Пасхальной неделе, в дни памяти родных и на престольные праздники.
Впервые Архангельский собор был украшен росписью в царствование Ивана Грозного (1564–1565). В 1652 царские мастера Яков Казанец «со товарищи» получили указ сбить старую роспись, предварительно составив ее тщательное описание, и приступить к выполнению новой стенописи. Работа продолжалась с большими перерывами (из-за войны с Польшей) вплоть до 1660. На последнем этапе артель мастеров возглавлял царский жалованный изограф Симон Ушаков. Новая стенопись сохранила программу древней росписи. Фрески южной и северной стен собора посвящены архангелу Михаилу и повествуют о совершенных им на земле чудесах. Часть сводов и западная стена отданы композициям, иллюстрирующим одну из самых важных христианских молитв – Символ веры. На столбах храма помещены изображения святых русских князей, а в нижнем ярусе стен, над гробницами, «воображаемые» портреты погребенных в соборе князей. Росписью была украшена и лоджия западного фасада. Она рассказывает о легендарной истории крещения Руси князем Владимиром. Фрагменты древней живописи 16 в. сохранились лишь в алтарной части собора. В центральной апсиде алтаря к 16 в. принадлежит орнаментальная роспись, украшающая две ниши. В диаконнике собора, где расположены гробницы Ивана Грозного и его сыновей, к 16 в. относится роспись нижнего яруса. Одна из композиций этого яруса – Прощание князя с семьей – изображает Василия III, благословляющего перед смертью своего старшего сына Ивана и царицу Елену с младенцем Юрием на руках.
Иконостас Архангельского собора также создан в 17 в. (1679–1680). Деревянная конструкция иконостаса сплошь покрыта пышной вызолоченной резьбой с обилием растительных форм. Такую резьбу на Руси называли флемской, т.е. фламандской. Подавляющее число икон четырехъярусного иконостаса также написано в конце 17 в. Стиль их живописи тяготеет к так называемой итало-критской школе. В местный нижний ряд иконостаса кроме икон 17 в. включены два более древних образа. Один из них – храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», написанная ок. 1399. В среднике иконы изображен архангел Михаил в облике небесного воина, облаченного в доспехи и красный воинский плащ, а в окружающих средник клеймах – чудеса архангела Михаила. Дошедшая до наших дней легенда повествует, что икона была создана по заказу вдовы Дмитрия Донского, монахини Евдокии, в память о муже. Вторая древняя икона архангельского иконостаса – т.н. «Благовещение Устюжское». Она была написана во второй половине 16 в. при Иване Грозном, заказавшем для Архангельского собора копию древнего образа 12 в.
Благовещенский собор
(1484–1489). Третий по значению собор Кремля – Благовещенский – был домовым великокняжеским храмом. Ныне существующий собор был возведен в 15 в. на древнем белокаменном подклете 14 в. артелью псковских мастеров. Первоначально небольшая четырехстолпная крестово-купольная постройка имела всего три главы, освещавшие центр и алтарную часть храма. Со всех сторон здание обходили крытые галереи-паперти. Нынешний облик собор приобрел в 1560-е годы, когда на всех четырех углах паперти поставили маленькие храмы-приделы, увенчанные золочеными куполами. С западной стороны к ним добавили еще две западные декоративные главы, в результате чего храм стал девятиглавым и приобрел красивый пирамидальный силуэт. Внутри Благовещенский собор кажется довольно тесным из-за расположенных в его западной части хор. Главный купол собора покоится на т.н. повышенных арках (конструктивная деталь, свойственная псковской архитектурной школе). Система крытых переходов связывала собор с жилым дворцовым комплексом.
Настоятель Благовещенского собора по традиции становился царским духовником. Духовник принимал исповедь государя, помогал составлять ему завещание – духовную грамоту, крестил и венчал царских детей. В Благовещенском соборе находилась также царская ризница, где хранились древние почитаемые иконы и другие реликвии. Среди наиболее ценных реликвий были частицы мощей более сотни святых Греческой и Русской церкви. Раз в году в пятницу Великого поста совершали обряд омовения мощей: серебряные ковчеги с заключенными в них реликвиями переносили из Благовещенского собора в Успенский и омывали святой водой.
Летопись сообщает, что Благовещенский собор был украшен росписью в начале 16 в., причем выполнил ее мастер Дионисий с сыновьями. Однако эта роспись погибла в большом пожаре 1547. После пожара, в 1550–1560-е годы собор был расписан заново мастерами эпохи Ивана Грозного. Сюжеты росписи основного объема храма достаточно традиционны. В куполах размещены образы Христа Вседержителя, Богоматери «Знамение» и Бога Отца. Своды и стены заняты евангельскими сценами. В западной части храма подробно иллюстрируется Апокалипсис. На столбах написаны греческие и русские святые, в том числе Иван Калита и Дмитрий Донской. К этому же периоду относятся и фрески паперти, своды которой украшает композиция «Древо Иессеево». Она начинается изображением фигуры Иессея над входом в собор и завершается образом Богоматери с Младенцем, как бы венчающим его крону. В ветвях древа изображены пророки, апостолы и философы, среди которых можно обнаружить даже «портреты» античных философов и поэтов Гомера и Вергилия.
С папертей в храм ведут прекрасные белокаменные резные порталы, выполненные в 15–16 вв. итальянскими резчиками. Мотивы резьбы – дельфины, светильники, цветы и плоды – типичны для эпохи Ренессанса. Порталы обрамляют двустворчатые медные врата начала 16 в. Створки врат украшены изображениями сивилл, пророков и мудрецов, выполненными в сложной технике золотой наводки (с использованием золотой амальгамы).
Пятиярусный иконостас Благовещенского собора относится к числу самых загадочных произведений древнерусского искусства. До недавнего времени считалось, что над этими иконами в 1405 работали Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца. Однако надежные источники, обнаруженные исследователями, говорят о том, что, как и первоначальная роспись, древний иконостас погиб в огне пожара 1547. Стилистически благовещенские иконы относятся к рубежу 14–15 вв. Высокое качество живописи и дата позволяют предполагать, что и иконы деисусного и праздничного рядов ныне существующего иконостаса написаны великими мастерами – Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Два верхних ряда – пророческий и праотеческий – появились в соборе во второй половине 16 в., в эпоху Ивана Грозного. Сама же конструкция иконостаса была изготовлена взамен обветшавшей в 1894–1896 по эскизу архитектора-реставратора Н.В.Султанова. Все ее детали выполнены из бронзы, обиты позолоченной латунью и украшены эмалью.
Церковь-колокольня Иоанна Лествичника – Иван Великий
(1505–1508). Впервые церковь Иоанна Лествичника появилась на территории Кремля при Иване Калите в 1329. Данные археологии показывают, что это было небольшое восьмигранное в плане сооружение. Новую колокольню в 1505–1508 строил итальянец Бон Фрязин. Ломбардский архитектор сохранил идею восьмигранного сооружения, разместив крошечную церковь Иоанна Лествичника в самом нижнем ярусе колокольни. В 1532 итальянец Петрок Малой пристроил к Ивану Великому еще одну церковь, превращенную затем в четырехъярусную звонницу с проемами для больших колоколов. Горделивая надпись под куполом колокольни говорит о том, что при Борисе Годунове первоначальный столп был надстроен. Достигнув высоты 81 м, он горделиво вознес свою позлащенную главу над кремлевскими соборами. В 1624 возвратившийся из польского плена патриарх Филарет повелел пристроить к ней третью часть – увенчанную шатром Филаретовскую пристройку. Под карнизом нового сооружения пустили надпись, сообщавшую, кем и когда была сооружена пристройка, а годуновскую надпись замазали. В 1812 французы пытались взорвать колокольню, но Иван Великий устоял. Восстановлением святыни занимались архитекторы-классицисты, которые перетолковали некоторые детали в духе господствовавшего тогда архитектурного стиля (фронтон второго яруса звонницы, обрамления окон).
Церковь Ризоположения
(1484–1486). Первая кремлевская церковь Ризоположения на митрополичьем дворе была построена в середине 15 в. по инициативе московского митрополита Ионы. В 1473 она сгорела. В 1484 артель псковских мастеров начала строительство нового храма. Церковь возведена из кирпича и поставлена на высокий цокольный подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Под куполом расположен тройной орнаментальный фриз из кирпича – «визитная карточка» псковских зодчих. Южный вход в храм оформлен резным белокаменным порталом, к которому ведет высокое каменное крыльцо. Стены и апсиды украшены декоративным поясом из кирпича и терракоты.
Церковь, поставленная на митрополичьем дворе, служила местом домашней молитвы святителей. Росписи церкви Ризоположения были исполнены в 1644 живописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Главной темой росписей стала торжественная «похвала Богородице». Росписи располагаются на стенах в четыре яруса и состоят из небольших композиций. Два верхних яруса занимает цикл жития Богоматери. Два нижних яруса стен отведены иллюстрациям торжественного гимна, прославляющего Богородицу – Акафиста. Столпы церкви украшают изображения святых русских князей и митрополитов. Трехъярусный иконостас церкви относится к древнему типу русских высоких иконостасов. Его иконы написаны в 1627 артелью мастеров под руководством одного из лучших русских мастеров первой трети 17 в. Назария Истомина Савина. Кисти Назария Истомина, по- видимому, принадлежит и храмовая икона церкви, изображающая положение ризы Пресвятой Богородицы в храме Константинополя. В интерьере храма сохранилось несколько предметов церковной утвари 17 в.: медное посеребренное паникадило (церковная люстра) и две т.н. тощие свечи, представляющие собой подсвечник в форме свечи, выполненный из воска и полый внутри. Восковое тулово свечей украшено красочным орнаментом.
Дворцы и дворцовые церкви
Грановитая палата
(1487–1491). Грановитая палата – главный тронный зал московских великих князей и царей, где принимали иностранных послов и отмечали события государственного значения. Строилась палата под руководством итальянских мастеров Марко Фрязина и Пьетро Антонио Солари. В настоящее время это единственный памятник дворцового строительства 15 в. С южной стороны в палату ведет торжественная лестница со скульптурами львов на ее площадках. Эта лестница называется Красным крыльцом (восстановлена в эпоху перестройки). Главный фасад Грановитой палаты, обращенный на Соборную площадь, облицован камнями, отесанными на четыре грани, отчего она и получила свое название. Углы палаты акцентированы тонкими витыми колонками, несколько напоминающими готические. Пышные наличники окон с резными колонками сделаны в 1682 русским зодчим Осипом Старцевым. Интерьер палаты представляет собой обширный, светлый и торжественный зал, отличающийся особой красотой сводов, опирающихся на центральный столб. При царе Федоре Ивановиче палата была расписана, однако древняя живопись не сохранилась. Ныне существующая стенопись выполнена в 19 в. палехскими мастерами.
Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов
(1653–1656). В 1653 молодой и энергичный патриарх Никон начал строительство дворца на патриаршем дворе. Работами руководил каменных дел мастер Алексей Корольков. Выстроенный патриарший дворец мало уступал по роскоши царскому. Он включал в себя обширный домовый храм, жилые покои, залу для официальных приемов и служебные помещения. В своей восточной части дворец был трехэтажным. Небольшая надстройка, образующая четвертый этаж, была возведена в конце 17 в. Она получила название Петровской палатки, потому что, по преданию, там спасался во время стрелецкого бунта Петр I. На сводах между надстройкой и церковью был устроен «висячий сад». Патриаршая церковь ориентирована на Успенский собор: пятиглавая, украшенная аркатурно-колончатыми поясками, она имела галерею, лестничный сход которой был направлен к собору. Впоследствии эта галерея была разобрана, так что южный портал церкви оказался висящим над пустотой. Патриарх Никон не успел завершить оформление храма. Работы продолжил его преемник патриарх Иоаким. При нем была расписана центральная глава храма, а полы в церкви были выстланы муравленым, т.е. покрытым зеленой поливой, кирпичом. Иконостас времени патриарха Иоакима дважды заменяли новым. Сегодня в патриаршей церкви установлен иконостас из уничтоженного в 1929 кремлевского Вознесенского монастыря. Верхний ряд этого иконостаса отведен сценам Страстей Христовых, скопированных с иллюстраций голландской Библии издателя Н.Пискатора.
На одном этаже с храмом находится Крестовая палата, служившая парадной приемной залой русских патриархов. В ней избирали и нарекали епископов, созывали церковные соборы, принимали иностранных послов. Палата удивляла современников огромными размерами и сводом, опиравшимся только на стены без промежуточных опор. Это было выдающимся техническим достижением своего времени. После упразднения патриаршества и учреждения Св. Синода (1721) в патриарших постройках расположилась Синодальная контора. В 1763 Крестовую палату приспособили для приготовления в ней мира (мирра) – благовонного масла, необходимого для освящения храмов и совершения обряда крещения. В палате установили громадную печь, накрытую резной сенью на колонках. Кроме Крестовой патриарх имел Столовую палату, где проходили торжественные обеды, и Малую Крестовую, где располагалась личная моленная патриарха.
Теремной дворец
(1635–1636). Теремной дворец был выстроен царем Михаилом Романовым для своих детей. Основанием для него послужили два этажа постройки 15–16 вв. Три новых этажа возвели каменных дел подмастерья Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Главный фасад Теремного дворца выходит на Большой Кремлевский дворец, а его задний фасад обращен к Дворцу съездов. Дворец получил характерный для русского зодчества того времени ярусный, ступенчатый силуэт. Три этажа жилых хором поставлены друг на друга с отступом от стен древних палат, благодаря чему вокруг образовалась открытая терраса-гульбище. Самый верхний, «чердачный ярус» также поставлен с отступом от стены двух новых этажей, и поэтому тоже окружен открытой площадкой. В подклете дворца находились кладовые, выше – Мастерские палаты, где изготовляли наряды и белье для царской семьи. В третьем этаже находились служебные помещения. Четвертый этаж предназначался для покоев царя. Постоянные покои царицы и царских детей размещались вне Терема в примыкавших к нему деревянных хоромах. Пятый этаж именовался Теремком. Его интерьер представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. В Теремке играли царевичи, а иногда в нем заседала Боярская дума. Фасадам дворца свойственна жизнерадостная нарядность, достигнутая благодаря белокаменным резным наличникам и карнизам, украшенным изразцами. Особенно широко в наличниках использован мотив двойной арки с подвесной гирькой. Он встречается также и в решении пролетов лестниц и рундуков. Первоначальное внутреннее убранство дворца не сохранилось. Ныне существующее выполнено при реставрации дворца в 1830–1840. Тогда же появилась и роспись в древнерусском стиле, сделанная по рисункам Ф.Солнцева. С восточной стороны Теремного дворца расположена группа дворцовых домовых церквей: церковь Екатерины, Верхоспасский собор, церкви Распятия и Воскресения Словущего.
Церковь Екатерины, расположенную на женской половине царского дворца, построил в 1627 зодчий Джон Талер. К концу 17 в. она была обстроена со всех сторон дворцовыми постройками. Древнее убранство интерьера церкви не сохранилось. В 1635–1636 возвели домовую церковь на мужской половине. Она была освещена в честь «Спаса Нерукотворного», а несколько позднее получила название Верхоспасского собора. Этот храм строили, как и сам дворец, Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин и Л.Ушаков. В 1660–1670-е годы Верхоспасский собор был украшен стенописью. Тогда же между Теремным дворцом и храмом поставили железную решетку, раскрашенную золотом, что дало церкви еще одно название – Спас за «золотой решеткой». В 1680–1681 над церковью Екатерины построили церковь Воскресения Словущего, а над Верхоспасским собором – церковь Распятия, из которой можно выйти на хоры церкви Воскресения. В 1681 все три постройки объединили общей крышей, на которой установили одиннадцать декоративных глав на изящных высоких барабанах. Иконы иконостаса в церкви Распятия выполнены в технике аппликации из шелковых тканей. Их автором был мастер Оружейной палаты Василий Познанский. Иконостас Верхоспасского собора выполнен в барочных формах 18 в. В его нижнем, местном ряду помещены иконы царских мастеров 17 в.: «Спас Нерукотворный» с 20 житийными клеймами, «Сотник Лонгин» и «Федор Стратилат». Главной достопримечательностью церкви Воскресения Словущего является деревянный резной золоченый иконостас 17 в. Храм освещает серебряная люстра с часами, подаренная Алексею Михайловичу Романову шведским королем Карлом IX.
Потешный дворец
(1651). Каменные палаты, расположенные у западной стены Кремля недалеко от Троицкой башни, принадлежали с 1651 боярину И.Д.Милославскому. После его смерти они отошли казне. С 1673 в них начали устраивать спектакли первого в России придворного театра. Именно тогда он и получил название Потешного, т.е. дворца для развлечений, потехи. Фасады дворца украшали порталы и наличники тонкой «фряжской» резьбы. В 1679 дворец был значительно перестроен и расширен. К нему пристроили деревянные хоромы и терема для сестер государя и соединили крытым переходом с царским дворцом. В комплекс дворца входили также домовая церковь, крыльца, сад и львиные ворота двора, перекрытые тремя висячими арками с подвешенными к ним белокаменными масками львов. В 1806 при перестройке Потешного дворца И.В.Еготовым фасад оформили в «национально-романтических» и «готических» формах 19 в. В 1874–1876 часть первоначальной резьбы 17 в. была восстановлена (архитектор Н.А.Шохин).
Большой Кремлевский дворец
(1838–1850). Построен по проекту архитектора К.А.Тона на месте древних дворцовых помещений. В плане представляет собой букву «П». Главным фасадом обращен к Москве-реке. С севера примыкает к Теремному дворцу, с востока – к Грановитой палате. Дворец включает ок. 700 помещений и располагается на площади почти в 20 тыс. кв. м. Убранство фасадов дворца стилизовано в «древнерусском вкусе». Арочные окна первого этажа своим ритмом создают впечатление длинной аркады. Стены двусветного второго этажа расчленены пилястрами, а оконные проемы обрамлены разными наличниками с двойными арочками и висячими гирьками, повторяющими в увеличенном виде наличники Теремного дворца. Цоколь здания облицован т.н. татаровским камнем. Парадные залы дворца посвящены русским военным орденам. Самый большой зал дворца – Георгиевский. Все стены зала облицованы мраморными досками, на которых золотом выбиты названия отличившихся воинских частей, фамилии офицеров и генералов, награжденных орденом св. Георгия. В каждом простенке и на своде зала помещены знаки георгиевского ордена, а на торцевых стенах – барельефные изображения Георгия Победоносца работы скульптора П.Клодта. Владимирский зал – восьмигранный в плане – перекрыт куполом со световым фонарем. В отделке этого зала широко применен мотив арки. Залы, посвященные орденам Александра Невского и Андрея Первозванного, перестроены в 1930-е годы и не сохранили своей первоначальной отделки.
Дворец съездов
(1959–1961). Дворец, построенный для проведения съездов КПСС (архитектор М.В.Посохин), представляет собой огромный параллелепипед из бетона, стали и стекла, фасады которого обращены на Каляевскую и Ивановскую площади. Наружные стены здания состоят из облицованных уральским мрамором пилонов, чередующихся с зеркальным остеклением. Интерьеры дворца для времени его постройки были высококомфортабельными и оригинально организованными. В настоящее время в Большом зале дворца, рассчитанном на 6000 мест, даются театральные представления.
Здания государственных учреждений
Арсенал
(1702–1736). Здание Арсенала (архитектор М.И.Чоглоков), предназначенного для хранения оружия и военных трофеев, стало первой каменной постройкой петровской эпохи в Кремле. Арсенал заложили на свободном участке по схематическому плану, составленному Петром I. Это огромное здание спланировано в виде равнобедренной трапеции, окружающей внутренний двор. Протяженные двухэтажные фасады имеют рустованный первый этаж и гладкий второй этаж. Его стены прорезаны поставленными на большом расстоянии друг от друга парными окнами. Глубоко утопленные в стену, они подчеркивают ее массивность и толщину. На обширный двор ведут двое ворот, оформленных портиками. Об утилитарном назначении постройки напоминает лепнина с римской арматурой на южном торцевом фасаде. По мысли Петра I, Арсенал должен был также стать первым в России военным музеем. В 1819 на специально построенном каменном постаменте, расположенном вдоль фасада здания, разместили трофейные пушки армии Наполеона.
Сенат
(1776–1787) (архитектор М.Ф.Казаков), одно из самых красивых зданий русского классицизма, выстроен по указанию императрицы Екатерины II на земельных участках, выкупленных правительством у последних частных владельцев на территории Кремля. Здание предназначалось для заседаний главного правительственного органа, учрежденного Екатериной. План здания, имеющий форму равнобедренного треугольника с тремя внутренними дворами, обусловлен конфигурацией земельного участка. Главная ось композиции плана проходит через вершину треугольника. По этой оси расположены главный въезд, парадный вестибюль и главное помещение Сената – круглый зал. Все помещения перекрыты сводами и связаны коридорами, идущими вдоль внутренних дворов. Фасады Сената решены в стиле раннего русского классицизма. Цокольный и первый этажи обработаны рустом, а два верхних объединены широкими лопатками. Все здание увенчано белокаменным антаблементом с карнизом на кронштейнах. Главный въезд на парадный пятигранный двор выделен четырехколонным ионическим портиком с фронтоном и небольшим плоским куполом, который перекрывает овальный зал. Чтобы избежать неприятного впечатления от острых углов плана, М.Ф.Казаков срезал два угла, разместив в них второстепенные подъезды и лестницы, а в третьем углу создал великолепный круглый зал. Интерьер зала выделяется из всех других помещений Сената. Его стены окружают 24 коринфские колонны, поддерживающие антаблемент. Он перекрыт богато украшенным кессонами и лепными розетками купольным сводом. В простенках между окон второго света помещены барельефные портреты русских князей и царей, а между колоннами – барельефы работы скульптора Г.Т.Замараева, прославляющие государственные деяния Екатерины II.
Оружейная палата
(1844–1851). Одно из первых специально музейных зданий в Москве, изначально предназначенное для хранения и экспонирования оружия и драгоценностей. Здание, построенное по проекту К.А.Тона, заменило Оружейную палату, выстроенную в 1809 по проекту И.В.Еготова, которая в середине 19 в. была перестроена под казармы, а в 20 в. разобрана. Новая Оружейная палата представляет собой двухэтажное здание на высоком цокольном этаже. В плане это вытянутый прямоугольник, в середине которого находится круглый зал, а по торцам – полукруглые залы. Фасады отделаны резными колоннами и арочными окнами с наличниками с подвесными гирьками. Высокие залы второго этажа перекрыты крестовыми сводами, а их стены украшены 58 мраморными портретами-медальонами русских князей и царей (автор скульптор Ф.Шубин).
Военная школа ВЦИК
(1932–1934) (архитектор И.И.Рерберг). Большое здание, спланированное в виде буквы «Е», построено на месте снесенного древнего Чудовского монастыря. Центр главного фасада отмечен ионическим портиком. Стилизация отделки здания в неоклассическом духе, по мысли архитектора, должна была объединить его с находящимся рядом зданием Сената.
Утраченные храмы Кремля
Церковь св. Николы Гостунского
(1506). В 1506 в Москву принесли чудотворную икону св. Николая, явившуюся на р.Гостунке близ города Белева. По повелению Василия III для нее на Ивановской площади поставили новый храм. При Иване Грозном храм расписали фресками и пристроили к нему придел, служивший домовой церковью брата Ивана Грозного, Юрия. Храм святителя Николая пользовался всеобщей любовью и почитанием. Со всей Москвы сюда приходили молиться родители, чьи дети собирались вступить в брак, чтобы испросить им у святителя Николая счастливого супружества. При церкви велась особая книга, куда вносились имена женихов и невест. С 1714 в храме хранилась частица мощей св. Николая. Пожары 1737 и 1812 привели к обветшанию стен и сводов церкви. После 1812 приступили к перестройке храма, которая, по мысли князя Н.Б.Юсупова, руководившего кремлевской Экспедицией, должна была возобновить его в древнем виде. Однако неожиданный визит Александра I и короля Пруссии решил судьбу храма: он мешал проведению военного парада и был разобран за одну ночь.
Собор Спаса на Бору
(1330). История этого храма восходит ко времени правления первого московского князя Даниила Александровича, который, по преданию, поставил деревянную церковь Спаса на месте хижины некоего отшельника Вукола. В 1330 ее сменил каменный храм Ивана Калиты. Вскоре храм стал монастырским. При монастырском храме хоронили князей и княгинь. Здесь были погребены супруга Ивана Калиты и третья жена его сына Симеона Гордого. В 1836 при ремонте притвора церкви обнаружили каменный гроб, содержавший останки княгини Александры, матери Дмитрия Донского. Главнейшей реликвией Спасского собора были мощи преподобного Стефана Пермского, просветителя зырян.
Монастырь просуществовал в стенах Кремля до конца 15 в., когда великий князь Иван III перенес его за город, назвав Новоспасским. Кремлевский собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В 16 в. храм дважды перестраивали, но после появления новых соборов и церквей почти перестали посещать. В 17 в. в нем служили раннюю службу для дворцовой прислуги. В 18 в. древний собор представлял собой настоящую руину. Работавшему в Кремле архитектору М.Ф.Казакову пришлось разобрать и сложить его заново. При строительстве Кремлевского дворца в 1830–1840-е годы храм Спаса оказался вписанным в его внутренний двор. Тогда приняли решение о реставрации собора. Руководил реставрационными работами Ф.Ф.Рихтер. Он разобрал древние пристройки, восстановил первоначальное завершение, вернул древнюю форму окнам. Почти через сто лет отреставрированную постройку снесли по личному распоряжению Сталина.
Постройки Чудова монастыря.
Чудов монастырь был основан митрополитом Алексеем в 1365. При нем была возведена церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшая впоследствии усыпальницей митрополита. В 1483 на территории монастыря была сооружена Алексеевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в нее перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501–1503 древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведенный итальянскими мастерами. Он представлял собой четырехстолпную кубическую постройку с позакомарным покрытием, увенчанную пятью главами. По установившемуся обычаю здесь крестили царских детей. В 1680 взамен обветшавшей постройки 15 в. возвели новую Алексеевскую церковь. Храм строили по проекту царя Федора Алексеевича. Он представлял собой две церкви, объединенные одной кровлей. В арке между храмами в серебряной раке стояли мощи митрополита Алексия. В 18 в. по заказу митрополита Платона на территории монастыря архитектор М.Ф.Казаков построил Архиерейский дом (1775–1776), украшенный дорическим портиком. В начале 20 в. в подклете Алексеевской церкви была создана усыпальница, где похоронили останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в 1905 от рук террористов. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия. В 1929 все постройки Чудова монастыря были снесены.
Вознесенский монастырь.
Обитель находилась у Спасских ворот, рядом с Чудовым монастырем. Она была основана в 1407 вдовой Дмитрия Донского монахиней Евдокией-Ефросинией. Древний храм монастыря сгорел в пожаре 1482. В огне пожара пострадала чтимая икона монастыря – «Богоматерь Одигитрия». Новый образ был написан на древней обгоревшей доске Дионисием. Вновь Вознесенский собор был отстроен в начале 16 в. С этого момента он, подобно Архангельскому собору, стал усыпальницей женщин великокняжеского семейства. В конце 16 в. при Федоре Иоанновиче его сменила третья по счету соборная постройка. В начале 17 в. в монастыре появилась новая церковь во имя св. Михаила Малеина. Ее основала монахиня Марфа, мать царя Михаила Романова, посвятив храм святому покровителю своего сына. В 18 в. в главном соборе монастыря основали два новых придела. Они были устроены при гробницах царицы Прасковьи, жены Ивана Алексеевича, брата Петра I, и ее дочери, Прасковьи Ивановны. Первый придел во имя Успения Богоматери заложил брат царицы Прасковьи, а второй, во имя иконы «Всех скорбящих радость», – сестра царевны Прасковьи, императрица Анна Ивановна. В начале 19 в. ансамбль монастыря пополнился огромной церковью св. Екатерины, выстроенной в псевдоготическом стиле, которая стала одной из лучших «готических» построек Москвы. В 1823 в монастыре открылась больница на двенадцать монахинь, за которыми ухаживали послушницы. На протяжении своей истории Вознесенский монастырь был тесно связан с жизнью женской половины царского семейства. Царевны пользовались монастырскими деньгами как ссудной казной, закладывали в обитель свои драгоценности. Насельницы монастыря готовили для цариц особые лакомства, шили одежду. В сырную и святую седмицы цари приходили в собор ко гробам своих родительниц. В 1929, несмотря на протесты деятелей культуры, монастырь был полностью уничтожен.
Церковь Константина и Елены
(1651). Деревянный храм Константина и Елены впервые упомянут в 15 в. В 1651 по заказу И.Д.Милославского церковь была выстроена в камне. Это был маленький, скромный одноглавый, бесстолпный храм с невысокой колокольней. Его приход составляли жившие рядом клирики Успенского собора. В 1812 разоренная французами церковь подлежала сносу, однако по повелению Николая I была отреставрирована и просуществовала до 1928.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
(1508–1509). Эта церковь была древнейшей на территории Кремля и находилась близ Боровицких ворот. Она выгорела в 1493 и была вновь отстроена в 1508–1509 итальянским зодчим Алевизом Новым. Алевизовский храм представлял собой стройную и строгую постройку с одной главой и красивым трехлопастным завершением фасадов. Ордерные членения фасадов очень напоминали Архангельский собор. В 1583 у храма появился придел св. Уара. К иконе св. Уара москвичи приходили молиться об исцелении младенцев. В 1848 храм был разобран «за ветхостию».
Церковь Благовещения на житном дворе
(1730). Первоначально церковь была устроена в Благовещенской башне, на стене которой изобразилась «самописанная» икона «Благовещения». Предание связывает основание церкви с именем Ивана Грозного. В 1730 императрица Анна Ивановна распорядилась пристроить к башне миниатюрную одноглавую церковь так, чтобы стена с иконой оказалась внутри нового храма. В конце 19 в. храм отремонтировали, соединили его аркой с башней, позолотили главу; над башней, игравшей роль колокольни, водрузили крест. Церковь была уничтожена в 1930-е годы.